Жизнь бурлит сюжетами, только присмотритесь. Давид Видбонкс. Крестьянская свадьба. 1606. Частная коллекция
Не все любят камерную музыку, но есть немало ее горячих поклонников. То же и в литературе – есть камерные писатели со своим особым негромким голосом и необычным ракурсом видения. Они числятся по разряду интеллектуальной прозы, их читательская аудитория немногочисленная, но преданная и благодарная. Их не любят издатели, и сегодня они все чаще вынуждены прибегать к услугам электронной издательской системы «Ридеро» («Издательские решения») и других самиздатских фирм, которые процветают на этом дисбалансе в издательском деле.
Мне хочется обратить внимание читателей на недавно вышедшую книгу как раз такого рода: «Старик с розами: Рассказы… и другие рассказы», написанную Виктором Бейлисом, востоковедом по профессии, автором нескольких научных книг по проблемам традиционных культур народов Африки, автором сборника повестей «Реабилитация Фрейда» и романа «Смерть прототипа», изданных также и в английском переводе. Бейлис публиковал рассказы и эссе в журналах «Иностранная литература», «Знамя», «Звезда», «Золотой век», «Время и место», «Сноб», «Букник» и др., а с 1992 года живет в Германии.
Виктор Бейлис. Старик с розами: Рассказы... и другие рассказы. – Екатеринбург: Издательские решения, 2019. – 288с. |
А вторая часть – это мемуарная мозаика, составленная из небольших полудокументальных рассказов, занимательных и забавных, наполненных тонкой иронией и беспощадными фактами, из которых возникает картина жизни общества и личности за полувековой советский период. Бейлис всегда считал частную жизнь наивысшей ценностью и всем своим творчеством провозглашает приоритет личности над интересами государства.
Конечно, портретов любого времени великое множество, но каждый уникален, и каждый замечает такие детали и грани, которых нет у других. А если мемуарист человек умный и наблюдательный, как Бейлис, то и воспоминания его заслуживают особого внимания. Автор объясняет, что «это не совсем мемуары: они отступают от привычных традиций жанра. Скорее это просверки памяти, запечатлевшей самое светлое и печальное, самое забавное и веселое, а также самое удивительное и нелепое». С первой же фразы подкупает мягкая, добрая интонация этих воспоминаний: «Моим первым ложем была крышка от чемодана…»
Здесь и Туркмения, где автор родился во время эвакуации, и Львов, где семья прожила много лет, и Одесса, откуда родом были его родители; это рассказы об интересных людях (среди них, например, Юрий Лотман), о друзьях детства, о любимой бабушке и других предках. Кстати, среди предков Бейлиса был и небезызвестный Мендель Бейлис, двоюродный брат его прадеда. Его судебное дело, завершившееся чудесным оправданием, Виктор изучал как историк, и я все еще надеюсь, что однажды этот фантастический сюжет будет темой его произведения.
комментарии(0)