0
3301
Газета Проза, периодика Печатная версия

15.08.2019 00:01:00

Адам из глины и Ева из его ребра

Хороший плохой роман Мэри Шелли

Тэги: ужасы, франкенштейн, готика, мэри шелли, шелли, байрон, кино, демиург, голем, густав майринк, греция, франция, женева, чехов, чайка


(ужасы, франкенштейн, готика, мэри шелли, шелли, байрон, кино, демиург, голем, густав майринк, греция, франция, женева, чехов, «чайка») История Франкенштейна и его творения стала настоящим кладезем для кинематографистовв ХХ веке. Кадр из фильма «Невеста Франкенштейна». 1935

Звучит как оксюморон, но попробуем разобраться. Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли (1797‑1851) сочинила в 19‑летнем возрасте, что не имеет прецедентов в мировой литературе и невозможно по определению. В таком возрасте может прорезаться и заявить о себе гений поэта, но не прозаика, а тем более романиста. И действительно, все персонажи Мэри ходульны и психологически недостоверны, перипетии сюжета хаотичны, а стиль соответствует тому девичьему фантазированию, с каким в былые времена школьницы рисовали на свободных страницах своих тетрадок большеглазых принцесс в пышных платьях. Спасло этот роман то, что он был о чудовище, созданном прекраснодушным «принцем», ученым‑химиком Виктором Франкенштейном. Собственно, в этом и состоит секрет его долгожительства.

Сочинив по наущению прославленного поэта Байрона незамысловатую «страшную историю», Мэри уже по настоянию своего мужа, поэта Шелли, дописала и переделала новеллу в роман, который спустя пару лет издала анонимно. Его поставили на английской сцене и перевели во Франции, а в 1831 году издали в Лондоне в престижной серии «Образцовые романы» уже под собственным именем автора, когда всех остальных участников литературной забавы давно не было на свете. Муж Шелли попал в шторм на утлом суденышке и утонул, личный врач Байрона, сочинивший первую в литературе новеллу о вампирах, принял яд, а мятежный Байрон скончался в Греции от непонятной лихорадки и драконовских кровопусканий. Труп Байрона был бальзамирован и доставлен на родину для захоронения в бочке. Слава скандального романтического поэта была столь велика, что предприимчивый судовладелец распилил бочку и по хорошей цене пустил на сувениры для безутешных поклонниц его гения.

По просьбе издателей Шелли сопроводила свой роман предисловием об истории его создания. Эта история литературного соревнования в компании отпетых безбожников и добровольных скитальцев, в антураже популярных у англичан готических романов немало способствовала успеху романа и явилась настоящим кладезем для кинематографистов уже в ХХ веке. И это немаловажная, но лишь одна из составляющих успеха писательницы.

Рожденная от знаменитой романистки и убежденной феминистки и не менее знаменитого проповедника анархизма и властителя дум радикальной молодежи, Мэри Годвин была достойной дочерью своих родителей и на редкость образованной девушкой. С юных лет связав свою жизнь с одаренным поэтом и другом Байрона Шелли, она получила такой круг общения, о котором не могла и мечтать. И она сполна использовала свой шанс осуществиться как литератор и со временем даже затмить отчасти своих учителей и наставников. Помог в этом сновидческий кошмар, как‑то приснившийся ей в ненастную погоду в вилле на берегу Женевского озера. То есть напугавший ее до смерти образ, из которого, как из семечки, она сумела прорастить бессмертный сюжет – с виду научно‑фантастический, а по сути ужасающий.

Именно в этом кроется причина долгожительства ее романа об экспериментаторе и его шокирующем творении, составленном из кусков мертвых человеческих тел и оживленном им на свою голову. В чем не было особой новизны, а было невольное проникновение в коллективное бессознательное человечества, если воспользоваться термином и концепцией Юнга, соперника Фрейда. Тварь, в неоскорбительном смысле слова, издавна сама желает творить, чтобы уподобиться тем самым демиургу, и это совершенно архетипический сюжет.

Женщине, неведомо почему, нечто такое дано от природы (и Мэри исправно рожала от Шелли детей, из которых только один выжил), а вот мужчины чудят: соперничают за право дать жизнь естественным образом, изобретают, экспериментируют, сочиняют то и се. А в коллективном бессознательном ворочаются, принимая разные обличья, вечные образы: Адам из глины и Ева из его ребра, взбунтовавшиеся ангелы, алхимики и чернокнижники, Голем пражских раввинов (о котором сто лет спустя сочинит роман Майринк) и зомби культа вуду, а за ними роботы и искусственный интеллект, расшифровка генома и генная инженерия. И конечно же, после романа Мэри Шелли несчастный горемыка и исчадие Франкенштейна в их числе. Мэри нутром чуяла и на собственном опыте могла убедиться, чем чреваты в жизни дефицит любви, дезориентация естественных инстинктов и безответственное экспериментаторство близких ей людей.

В дальнейшем ее специальностью сделались так называемые детские вопросы, самые трудные из всех. Например, как в антиутопии «Последний человек», ничего общего не имеющей с романом для взрослых «Чума» экзистенциалиста Камю, претенциозной, как пародия на символистскую драму в чеховской «Чайке», и сильно напоминающей советскую назидательную сказку, как мальчик остался на планете совсем один. К счастью, ему это только приснилось.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
3269
Любовь в немыслимых условиях

Любовь в немыслимых условиях

Владимир Буев

Биография Василия Шукшина, наговоренная двумя мудрецами

0
2290
Треть века в «шестиугольной стране»

Треть века в «шестиугольной стране»

Мила Углова

Валерий Байдин представил роман, 80 глав которого можно назвать «оглавлением» его жизни

0
315
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3195

Другие новости