Москва, Тушино, Истра, замечательные все места… Фото автора
Официально, скажем так, книжка Евгения Константинова считается фантастикой. Хотя на мой взгляд, перед нами лирическая история про юность и молодость, любовь и предательство. Про любимые автором Москву и Подмосковье. Про нелегкий, со знанием дела описанный труд столичных инкассаторов. Хотя элементы городской сказки, конечно, присутствуют.
Константинов – профессиональный рыбак, рыболов-спортсмен, мастер спорта международного класса, был тренером сборной России по спиннингу, дважды чемпион мира. И он действительно работал инкассатором. Так что точно знает то, о чем пишет. И рыбалка в его прозе тоже неизменно присутствует. Что касается фантастического допущения, то есть и оно. Главный герой романа – художник Виктор Кармазов. Ну то есть работает он инкассатором, но для себя еще и рисует. И вот коллега (он тоже работает инкассатором, а на досуге сочиняет прозу) дарит Виктору блокнот. Волшебный. То, что в нем нарисовано, оживает. И живет своей собственной жизнью. Можно изобразить стакан самогона, можно красивую девушку. Можно даже нарисовать ее голой. А потом все-таки изобразить одетой и познакомиться.
А можно нарисовать знаменитого рыболова с картины художника-передвижника Василия Перова. Нарисовать-то, конечно, можно, но что потом будет? «Обернувшись, Виктор увидел пожилого мужичка – с вислыми седыми усами, с пенсне на носу, в черных сапогах, плаще, шляпе, цветастом платке на шее, с удочкой в одной руке и с бутылкой в другой. Перед ним стоял тот самый перовский рыболов, только живой.
– Нехорошо, милсдарь, – шмыгнул носом рыболов и обрушил бутылку на голову инкассатора...»
Евгений Константинов. Подарок инкассатору: Роман. – М.: Центрполиграф, 2019. – 320 с. (Наши там). |
Москва, Тушино, Истра, замечательные все места, я тоже их очень люблю. И время. Точно нигде не сказано, можно лишь догадываться, что речь идет примерно о конце 70-х – начале 80-х. В «Спартаке» играет Федор Черенков, на Ленинградском проспекте располагается салон для новобрачных и кафе «Аист». А напротив – стадион «Динамо». Настоящий стадион «Динамо». Именно стадион, а не торговый центр. В общем-то, ничего такого уж очень плохого в торговых центрах нет, но я-то помню «тот самый» стадион «Динамо». Евгений Константинов – болельщик «Спартака», но и ему, как и мне, жаль тушинского летного поля...
Кстати, места (что московские, что подмосковные) описаны автором с потрясающей любовью. И подробностью. Книжка у Константинова полна событий, полна действия. Помимо волшебно-фантастической, есть и криминальная интрига (машину инкассаторов ограбили), но гораздо больше в романе Константинова любви и ностальгии. Он ненамного меня старше, так что я тоже помню описанное время, знаю реалии тех лет и тех мест. И мне тоже хочется, читая, смеяться и плакать.
Роман не юмористический, но в нем немало забавных мест.
«– Знаешь, я недавно читал фантастический рассказ. Не помню автора, но суть в том, что у парня появился дар читать чужие мысли. И вот едет он типа в автобусе, смотрит на красивую девушку, у нее в мыслях, мол, что же ты такой нерешительный, мол, давно бы подошел и познакомился. Он к ней подходит, что-то говорит, а она на него чуть ли не в крик, мол, как вы смеете, нахал! Он, конечно, заткнулся и тут же читает ее мысли, мол, какая же я дура, ни за что обидела хорошего парня… Он – снова к ней. А она все ту же песню, мол, пошел вон! Парень вновь ретировался и вновь мысли ее читает, в которых она сама себя клянет за грубость и сама же себе обещает, что если он еще раз к ней обратится, то для начала обязательно ему улыбнется…
– Как думаешь, чем рассказ закончился?
– Ну, думаю, если он подойдет к ней и в третий раз… она или вообще его матюгами покроет, или по морде даст…»
А вы говорите – харассмент. Тут у нас и без всякого харассмента хорошо.
комментарии(0)