Вода – как много в этом звуке! Фото Андрея Щербака-Жукова
Апология – это всегда полемика. Если надо защищать, значит, есть или предполагается внешняя угроза, неприятие. Казалось бы, от кого нужно защищать речной сток? Другое дело, если речь о переброске этого речного стока, а тема новой книги Наталии Лазаревой – проект переброски северных и сибирских рек. Потому и на презентации романа завязался спор: одни утверждали, что проект невозможен и крайне опасен, да еще и невероятно дорог, а автор протестовал, защищая в первую очередь тех, кто проект задумал и осуществил. Осуществил в том альтернативном вымышленном мире, который представлен в романе. Впрочем, прототипы у ряда героев вполне реальны, автор вплетает в ткань повествования подлинные тексты и прямо ссылается на них в примечаниях.
В нашей с вами реальности о проекте переброски северных и сибирских рек в очередной раз заговорили в 2000-х годах, тогда даже появилась книга Юрия Лужкова «Вода и мир». (И тут понадобился литературный контекст! Словно в ответ, Наталия Лазарева перефразирует Пушкина: «Вода – как много в этом звуке!..») «Апология речного стока» балансирует на гранях двух «временных поверхностей» («Повести временных поверхностей» – авторское обозначение цикла). События развиваются параллельно в двух временах: в том, когда проект переброски реализовали, когда жизнь кипела и бурлила вокруг Главной темы, когда захваченные идеей люди «шли с водой», и в том времени, когда все это, казалось бы, выродилось и обмельчало. Когда Главная идея превратилась в заказ, в рекламную кампанию, в способ управления потребителем.
Вода, влага – основа жизни, распределение благ (влаг) – тема романа. Но важно помнить, что все книги Наталии Лазаревой лежат в русле интеллектуальной фантастики, где фантастическое допущение и нужно ради того, чтобы пристальнее вглядеться в философскую или этическую проблему, в людей. Как пишет Дмитрий Володихин в монографии об интеллектуальной фантастике: «...сначала пришло осознание единства тем и художественных задач: не лунные трактора, не черные дыры, не машины времени, а все те же люди – в центре всего, как маленькое яблочко большой мишени».
Наталия Лазарева. Апология речного стока. – Иерусалим: Млечный путь, 2018. – 256 с. |
С помощью стремительно развивающегося сюжета читателя «погружают в диспут» (выражение Володихина). По сути, весь роман уложен в рамки этого диспута, который происходит страниц через тридцать после начала текста, чтобы, перебиваясь рассказом о двух временных пластах, повториться на последней странице. Пока есть свои желания и порывы, силы на них (и время и деньги: «Иногда такие вещи тоже помогают»), возможно собственное творчество, желание понимать и двигаться. Течь, разливаться, просачиваться, струиться. Вот она – апология. Апология жизни думающих.
комментарии(0)