0
1803
Газета Проза, периодика Печатная версия

14.03.2019 00:01:00

С объяснения начинаются загадки

Палитры, призмы, узоры

Тэги: проза, рассказы, краски, цвета, восток, запад, символика, эротика, сказка


проза, рассказы, краски, цвета, восток, запад, символика, эротика, сказка Саша Кругосветов. Цветные рассказы. Т. 1. – М.: Интернациональный союз писателей, 2018. – 252 с. (Современники и классики). Саша Кругосветов. Цветные рассказы. Т. 2. – М.: Интернациональный союз писателей, 2018. – 250 с. (Современники и классики).

Верный своей натуре, Саша Кругосветов не стесняется откровенности, больше гражданской, чем эротической. Романтические сцены, резкая «критика действительности», как сказали бы недавно – критика не только своими словами, но и явно и неявно цитируя классиков – всего этого достаточно в рассказах Саши Кругосветова, как и во всем его творчестве.

Необычность именно этой книги – в ее колоритном построении. Колоритном в прямом смысле – в двухтомнике выделяются черные рассказы, белые, синие и т.д. – все цвета спектра и даже больше. Для чего? Во все времена цветам приписывались символические значения. Геральдика, старинная живопись, психология – систем достаточно. В каждой культуре, у каждого народа – своя. У писателя Саши Кругосветова в «Цветных рассказах» – собственная система, которая далеко не сразу поддается восприятию. Сам автор в предисловии упоминает символику цвета в индийской поэзии, а собственную кратко расшифровывает. Однако Саша Кругосветов сдержанно, но непреклонно спешит дистанцироваться от любой символической системы цветов, одновременно не теряя с ней связи. Это звучит парадоксально, но именно так происходит в «Цветных рассказах».

Каждый раздел подобен сгустку краски на палитре художника. В каждом из них аккумулируется определенное настроение, один из оттенков, которыми рисуется жизнь. Иногда авторские определения согласуются с традиционными историческими, иногда – резко им противопоставлены. Бывают и сложные случаи – на грани. Рассказ «Каждый может получить свой Рудис» отнесен к красным, и красный Саша Кругосветов трактует как «гнев, ярость». Но персонажи рассказа – или сна главного героя – называют красный «цветом бесчестия».

Синий Саша Кругосветов выбирает для эротических рассказов – а ведь это цвет неба и неземной чистоты либо силы и мужества. Почему же так? Потому что любовь в его повествовании требует смелости и не замыкается на плоти, несмотря на характерную тематику.

Белый для Запада – чистота, духовность. Для Востока белый – смерть. Для Саши Кругосветова белый – юмор. Посмеяться – означает понять истинную суть. Смерть и смех связаны культурно и мифологически, это заметил еще культуролог Владимир Пропп.

Слишком сложно? Но Саша Кругосветов не обращается к читателям, которые ищут простых путей. Он намекает, он опосредованно цитирует, он говорит прямо – о Борхесе, Кортасаре, Гоголе. Обширна палитра его литературных пристрастий. Опять палитра, опять гамма – не в музыкальном, а в живописном смысле. Уже не важно, какими цветами раскрашивали жизнь до Саши Кругосветова. Главное – что выбирает он. «Так расписал цвета Скрябин. Римский-Корсаков расписал цветозвуки по-другому», – объясняет Саша Кругосветов устами героини.

В предисловии критик Константин Кедров отмечает у Саши Кругосветова «пересечение траекторий», имея в виду персонажей. Кто-то из героев размышляет о пьесе Льва Толстого «Живой труп», а кто-то сам становится «живым трупом» и вынужден сочинять новую жизнь. А еще один персонаж полон молодой жизненной силы и энергии. Умирать он не собирается, а, наоборот, придумывает себе все новые и новые судьбы, пока не определяет свою дорогу.

9-14-2.jpg
Иногда цвет гораздо важнее формы. Винсент
Ван Гог. Пшеничное поле с с воронами. 1890.
Музей Винсента Ван Гога. Амстердам
Почти все персонажи связаны – кто непосредственно, кто «через шесть рукопожатий». Иные узлы между героями Саша Кругосветов заплетает так, что невозможно тянуть за одну нить. Нужно распутать все, прочитать все рассказы – тогда станет ясно, как сложилась жизнь каждого из героев. Над «моделью для сборки» придется потрудиться. Но оно того стоит. Это не пазл, конечно, скорее калейдоскоп. Но такой, в который можно смотреть, а можно увидеть тот самый задуманный автором узор.

Но оставим «игру в классики» и вернемся к колориту. У Саши Кругосветова пересекаются не только герои цветных рассказов, но и сами цвета. На палитре смешиваются краски. Не по небрежности художника – по замыслу.

В первом из «красных рассказов» – красная ярость перемежается черным. Гладиаторы живут среди черных камней – в привычной для них стихии страха. И жизнь Кашила, раба с арены, обрываясь – в чужом сне или своей яви, затягивается черным. Во втором «красном рассказе» – робкий мазок: «Остатки желтого света. И все вокруг плачут». Иллюстрация к страшной сказке. Прозреть вовремя не суждено. Откровения не будет. Это страшно. И это не сказка.

Синий рассказ «Очнись, Руслан» тоже пронизывает светом желтое солнце, осеняют красноватые облака. Что ж, где пробуждение – там и откровение. Но для его принятия нужно яростно преодолевать себя. И свой страх. Легкий, периферийный. Его воплощают, в частности, рыбки, образовавшие «еле различимую черную полоску, застывшую – в воде, в воздухе?» Если чего-то не видишь, не значит, что этого нет. Последует «прыжок в черную бездну», и хорошо, если выберешься из нее.

В «серых рассказах» – белые ночи, которые одновременно «линялые серые сумерки под обломанным зеркалом ущербной луны». Там же сложнее – «желтое здание рядом с кинотеатром «Октябрь» и еще тоньше, символичнее – призрачная фамилия Желткова. Тот самый телеграфист из «Гранатового браслета», который ради любви к княгине отдал жизнь и честь – растратил казенные деньги, а в итоге покончил с собой? Здешний Желтков – «стареющий юноша» Нарик – расточает свою жизнь на кроткую, молитвенную первую любовь. Пока не входит в его жизнь другая любовь – схожая с первой, но в ином цвете.

Итак, красок много. А соединяются они... нет, не в черном, как цвета, не в белом, как свет. В призме. В прозрачных рассказах. Сходится прошлое, настоящее, будущее, потаенные страхи и простые радости. Впрочем, полного объяснения не будет.

Как сказал сам автор, «с объяснения как раз и начинаются загадки».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2785
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1459
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1548
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
2538

Другие новости