Марина Аромштам. Белый верх –темный низ. – М.:Новое литературное обозрение, 2018. – 224 с. |
Книги, в которых состоявшиеся писатели в мемуарном ключе рассказывают истории своего детства, можно перечислять долго. Вроде бы «Белый верх – темный низ» Марины Аромштам как раз из этой серии, однако по нескольким причинам ее автобиографическая повесть о первых годах собственной жизни получилась совершенно особенной.
Важно подчеркнуть, что Аромштам – не только автор художественных произведений для взрослых и детей, но и опытный учитель. Освежая в памяти шестидесятые – годы, когда она была маленькой девочкой, – писательница смотрит на себя глазами родителей. Неспроста Аромштам предваряет книгу посвящением давно выросшим сыновьям. Рассуждая о детстве, автор анализирует мамину житейскую мудрость и папины приемы воспитания. Так, однажды совсем юную Марину в очередной раз отправили за хлебом, а девочка не удержалась и вместо булки купила набор цветных карандашей. Конечно, ребенку было очень обидно, когда мама потребовала немедленно сдать набор назад и вернуть деньги. Зато спустя десятилетия ставшая педагогом Аромштам может логично объяснить этот и другие полезные родительские поступки.
Еще одно значимое основание, выделяющее «Белый верх – темный низ» из длинного ряда ностальгических повестей и романов, кроется в причинах родительского молчания, за которыми таятся непростые моменты советской истории сталинских времен. Оглядываясь в прошлое, Аромштам погружается в эпоху до своего рождения, напрямую отразившуюся на будущем семьи. В тридцатых ее дедушку чудом не расстреляли, в 1943-м он погиб на полях Великой Отечественной и, если бы не преждевременная смерть, после войны деда бы ждал новый арест. Бабушка войну пережила, но прошлое в ее судьбе оставило несмываемый отпечаток.
Марина Аромштам. Читать! – Минск: Дискурс, 2018. – 160 с. |
СССР называли самой читающей страной в мире – современная Россия таким статусом похвастаться не может. Гаджеты стали важнее. Книга Марины Аромштам «Читать!» – беседа о детских книгах, даже шире – о детском чтении. «Как побудить ребенка читать?» Сегодня этот вопрос особенно актуален, ведь многие родители вообще не читают книг, соответственно у их детей перед глазами нет живого примера. Чему научат ребенка папа, после работы зависающий в компьютере, и мама, приклеившаяся глазами к смартфону или телевизору? Автор разбирает множество психологических аспектов, касающихся того, как, зачем и почему необходимо действовать в плане популяризации детского чтения.
Другая важная проблема детского чтения, поднимаемая Мариной Аромштам, связана со взрослым восприятием детских книг.
Детский быт сейчас другой, а дети – те же. Фото Екатерины Богдановой |
Конечно, многие родители, у которых нет времени на чтение, хотели бы получить конкретные рекомендательные списки: напишите мне топ-30 детских книг, а я их подсуну ребенку. Аромштам такие списки не приводит и правильно делает, на примерах подробно объясняя, как папы и мамы сами могут выбрать лучшие произведения для детей. Да, придется потратить время и подумать. Но древнюю мудрость никто не отменял: лучше дать голодному не рыбу, а удочку…
комментарии(0)