Взяла напрокат гроб, приготовила угощение… Генрих Семирадский. В лавке гробовщика. 1860-е. Харьковский художественный музей, Украина
Одинокая старушка, тетка Анна, хочет инсценировать при жизни собственные поминки, чтобы услышать, как о ней будут отзываться люди. Взяла напрокат гроб, приготовила угощение…
Завязка далека от оригинальности. Сразу вспоминается «Самоубийца» Николая Эрдмана. Или зощенковский старичок, который заснул летаргическим сном. В фильмах, тяготеющих к черному юмору, подобных лжепокойников было навалом.
Сергей Евстратьев прекрасно понимает, что на такой расхожей хохме далеко не уедешь. Поэтому он делает упор на те приемы, в которых силен: обрисовка характеров и всевозможные пародийные кунштюки.
В повести (хотя точнее «Поминуху в Кушмарии» позиционировать как роман) много действующих лиц, и автор старается каждого персонажа наделить индивидуальными свойствами. Черты характера, лексикон, подробности биографии, профессиональные навыки… Разные эти качества синтезируются в разных сочетаниях, создавая, несмотря на гротесковость, полнокровные художественные образы, которые способны стать нарицательными.
Действие повести молдавского сатирика происходит в маленькой вымышленной независимой стране Кушмарии. Автор то и дело подтрунивает над пресловутой независимостью: мол, Кушмария независима от своего народа. Намек такой прозрачный, что дальше некуда. Время действия тоже весьма определенное: когда «плановое ведение экономики сменилось клановым».
Основная свистопляска вертится вокруг дома тетки Анны, которая после своих квазипоминок укатила в санаторий. Дом ее находится в центре города, земля тут дорогая. Лакомый кусочек, у любителей наживы слюнки текут, приватизация, деприватизация, коррупция и борьба с ней…
Сергей Евстратьев.
Поминуха в Кушмарии: Повесть. – М.: У Никитских ворот, 2018. – 296 с. |
Под шумок один из претендентов на дом открыл в нем «Опохмелочную 12 столиков». (Понятно, откуда ноги растут.) Тут Евстратьев мигом садится на своего конька: возле гардероба появляется объявление «За вещи, сданные на хранение, администрация ответственности не несет!», у входа появились два столика – для первой и последней рюмок, висят бумажки с анекдотами на алкогольную тематику, на эту же тему среди выпивох проводятся творческие конкурсы…
Читателям к подобному пиршеству веселья уже не привыкать. Евстратьев вообще стремится поднять коэффициент юмористического действия на небывалую высоту. Повесть пестрит пародийными инструкциями, советами, законопроектами. Очень любит кишиневский сатирик и каламбуры, они у него на каждом шагу – в диалогах, в авторской речи, в названиях глав («Тяжело в лечении – легко в гробу», «Ни одним мэром мазаны»).
Автор «Поминухи в Кушмарии» – серьезный экономист, доктор honoris causa (то бишь почетный), профессор, академик, человек солидного возраста. Не зная этих подробностей, можно подумать, что повесть написал какой-нибудь молодой весельчак, настолько она азартная и динамичная, сплошная движуха.
К концу повествования сравнительно скромная ироничная зарисовка трансформируется в масштабный политический памфлет. Тут хлестко критикуются и выборы, и вопросы партийного строительства, и продажная журналистика, и еще много чего. Что касается основной истории, к финалу все более или менее устаканилось. На славу отдохнувшая в санатории тетка Анна вернулась в свой одинокий дом, тут же подоспела новая радость: после многолетней разлуки нашелся ее сын. Ну и ладненько.
комментарии(0)