Празднование 1 мая на Красной площади в Москве. 1918 г. Иллюстрация из книги
Книга о газете – не парадокс ли это? Нисколько – если речь идет о такой газете, как «Известия». Книга эта посвящена общенациональной газете, которая была рождена в вихре Февральской революции и вот уже 100 лет не отражает историю страны, как в зеркале, а сама создает ее.
Все главные персонажи ХХ века так или иначе имели отношение к «Известиям». Ленин, Сталин, Троцкий, Маяковский, Горький, Луначарский, Алексей Толстой, Твардовский, Симонов, Хрущев, Аджубей, Гагарин, папа Римский, Чарли Чаплин, Кеннеди и многие другие – все они оставили след в истории газеты, а значит, и в этой книге.
С первых же страниц мультимедийное издание вовлекает читателя в мощный водоворот. 336 богато иллюстрированных страниц – каждая глава посвящена одному году из жизни газеты. «Умная» книга так хитро и многослойно устроена, что ты уже и не читатель вовсе. Ты – исследователь, путешественник во времени и пространстве. Художественное решение книги – смелое, актуальное и компактное. QR-коды в каждой главе отсылают читателя при помощи гаджетов к архивным полосам «Известий» – на мультимедийный портал 100.iz.ru.
И начинается квест: ты уже – архивариус. Перед тобой – пожелтевшие сканы полос тех самых «Известий» от 27 октября 1917 года, где своими глазами видишь легендарный Декрет о мире. Вот она, история, живая, дышит тебе в лицо… Между тем в книге читаем, что, когда меньшевистская редакция в знак протеста покинула Смольный, пришедшим ей на смену большевикам достались пустая комната да пишущая машинка.
Интересно посмотреть, как развивались «Известия». Спустя четыре года после Октября газета – лидер советской прессы эпохи начинающегося нэпа. «Известия» не висели на шее у государства, первыми в стране стали размещать рекламу и ею заработали себе на новое здание на площади, которую позже назовут Пушкинской.
Задача перед авторами книги стояла непростая: из десятков тысяч фактов, фотографий, архивных свидетельств нужно было выделить главное и увязать это с современностью. Ведь книга не резиновая, а рассказать хочется буквально обо всем. О том, как главред «Известий» на свой страх и риск писал передовицу о советско-японских отношениях, посылал ее в печать, а наутро не знал, вернется ли он обратно с совещания из Кремля, понравится ли статья Сталину? Каждый раз это была русская, точнее, «известинская» рулетка... Но профессионализм, интуиция, инициативность и мужество главредов и сотрудников газеты сделали свое дело. За «Известиями» закрепилась слава первопроходцев. Им многое было дано, но многое и спрашивалось.
Известия. История века.
– АСТ, 2018, – 336 с. (Известия. Главные документы века) |
Например, именно «Известия» первыми призвали спасать экспедицию итальянца Нобиле, и вот уже ледокол «Красин» спешит в Арктику. Чем не история из соцсетей: написал пост – поехал – спас – сделал селфи? Только вместо яркого Instagram – черно-белые фотографии известинцев, чьи работы вошли в золотой фонд отечественного фотоискусства. А вместо лайков – мешки писем в редакцию, и ведь ни одно письмо не оставалось без ответа. И вот мы уже гадаем, почему на фото в газете спасенный итальянец-полярник Цаппи такой упитанный рядом со своими похожими на скелеты товарищами. И вспоминаем фильм «Красная палатка» с Клаудией Кардинале, и нас снова уносит потоком сознания почище прустовского. Да какой там Пруст. Он хоть и хорош, но чужой, а тут – все наше.
Вспоминаются военные фото уже из своих, семейных, альбомов, «Бессмертный полк»… И ты снова утыкаешься в книгу и попадаешь в 1941 год на рассказ про известинцев-военкоров. Про Дмитрия Бальтерманца, который из-за ошибки редактора попал в штрафбат, был ранен, но потом вернулся в строй и дошел до Берлина. А знаете, с кого Симонов списал своего Мишку-фотокора в «Живых и мертвых»? С военного фотографа «Известий» Павла Трошкина – вот здесь, в главе про 1941-й, он еще жив и снимает будни войны так, как никто до него не снимал. А в главе про 1944-й мы узнаем, что Трошкина убили бандеровцы…
Книга «Известия». История века» – это, выражаясь словами Пастернака, «судьбы скрещенье», невероятное, страстное переплетенье жизненных историй отдельных людей – известных и не очень – и страны в целом. И они так проросли друг в друга, что не разорвать. Вот чем ценен этот проект. Читаешь и словно видишь: Маяковский размашисто спешит в «Известия», где он счастливо проработал пять лет. Вот долговязый Горький на балконе новенького здания «Известий» на Страстной площади. На этом фото Горький только что приехал в СССР из-за границы. Но все ли знают, какую роль сыграла газета в его возвращении на родину?
Так что книга полна открытий. Это и потрясающие шаржи старейшего карикатуриста «Известий» Бориса Ефимова – из своих 108 лет жизни 86 он отдал «Известиям». Многие из них публикуются впервые – как и редчайшие документы из редакционного архива. До сих пор их никто никогда не видел. Там – докладные записки, переписка Сталина с главредами и даже доносы… А знаменитая реплика «Командовать парадом буду я» – вы думали, из «Двенадцати стульев»? Авторы книги полагают, что она попалась на глаза Ильфу и Петрову в номере газеты «Известия» за 30 апреля 1927 года. В ней командующий Московским военным округом Базилевич предписывал провести 1 мая на Красной площади парад и сообщал: «Командовать парадом буду я». А спустя полгода в свежеотпечатанном романе «парадом» командовал уже «великий комбинатор»…
Однако история сама по себе – великий комбинатор. И в случае с «энциклопедией ХХ века», которой вполне можно назвать книгу «Известия». История века», читатель не раз сможет в этом убедиться.
комментарии(0)