Простой советский банк... Иллюстрация из книги
Советскому архитектурному авангарду был отпущен короткий по историческим меркам срок, но за это время он успел стать полноценным стилем в смысле и теории, и практики. Наследие авангарда, которому посвящен этот полноцветный альбом-исследование, до сих пор вызывает горячий интерес у специалистов и ценителей.
Среди необычных и так и не сбывшихся проектов той эпохи – «Зеленый город», идея создания которого принадлежит писателю и общественному деятелю Михаилу Кольцову. Он в 1929 году написал статью, в которой предлагал построить советскую социалистическую здравницу – город-курорт под Москвой по линии Северной железной дороги.
Первой советской попыткой создать общественное сооружение нового типа был проект «Дворца труда», относящийся к 1922–1923 годам. Его планировали построить между Охотным Рядом и Манежной и Театральной площадями.
В здании должен был размещаться большой зал на 8 тыс. мест, малые залы для проведения собраний, лекций, постановки спектаклей и просмотра кино – на 300, 500, 1000 мест. В строении должны были находиться комплексы помещений Моссовета и Московского комитета партии, музей…
Среди новых советских игр – изобретенная Петровым 5 июня 1923 года Виктрикс. В брошюре-инструкции, изданной в 1929 году в Ленинграде, новая военизированная игра описывается следующим образом: «Шахматные фигуры – войска нашей игры. Их в простом Виктрисе девять. Бывший король – нынче Командир, или Главком в армейском смысле. Бывшая королева, или ферзь, – нынче Начштаба, или Штрам в армейском смысле. Бывшие офицеры, или слоны, – нынче Начальники, Политруки или Саперы, по желанию оба или порознь, или Комкоры в армейском смысле. Бывшие туры, или ладьи, – нынче Артиллерия, Орудия, Пушки, Гаубицы, Мортиры… Бывшие кони – Кавалерия, Кавалеристы, Конные бойцы… Бывшие пешки – нынче Пехота, Красноармейцы-бойцы… Танки. Самолеты. Пулеметы…»
Московский автомобильный завод имени Сталина (в 1956 году переименованный в честь Ивана Лихачева), созданный на базе еще дореволюционного Автомобильного московского общества, во вторую пятилетку, с 1934 по 1939 год, подвергся коренной реконструкции, став в итоге новым типом социалистического предприятия, успешно выпускающего в год 85–90 тыс. автомобилей. «Московский автозавод выступил как опытно-показательное сооружение, на котором инженеры и архитекторы проводили большую исследовательскую работу, решая проблему типизации и унификации основных узлов и строительных элементов зданий комплекса».
Авангардстрой. Архитектурный
ритм революции 1917 года. Авт.-сост.: И. Чепкунова, М. Костюк, Е. Желудкова, М. Аметова, Е. Власова. – М.: Кучково поле Музеон, 2018. – 320 с. |
В тексте упоминается и принятый в 1918 году план монументальной пропаганды, появление памятников – символов новой советской эпохи, среди которых уже не существующий памятник советской Конституции и памятная доска в Кремлевской стене «Павшим в борьбе за мир и братство народов».
В годы первой пятилетки широко была распространена и идея создания соцгородов из отдельных типовых жилкомбинатов. «Архитекторы стремились создать новый облик жилой застройки, в котором основным приемом пространственно-временной композиции становится выявление идеи коллективного быта, взаимосвязи жилых ячеек и мест социального контакта».
Первым советским выражением идеи застройки жилого микрорайона стал микрорайон Ленинской Слободы, конкурс на проект застройки которого был объявлен в сентябре 1922 года. Единогласно лучшим был признан проект Александра Веснина. Небольшие трехэтажные жилые дома должны были занимать не более трети площади застройки, а квартиры в них предлагалось разделить по составу семьи: большинство для семейных с общими коммунальными помещениями и лишь четверть – для одиноких.
«Одним из самых фантастических и впечатляющих для 1920-х годов оказался архитектурный проект памятника III Интернационалу, созданный художником В.Е. Татлиным в 1919–1920 годах. Татлин предлагал построить спиральную по форме башню высотой 400 м. Ее металлический каркас представлял собой сложную объемно-пространственную конструкцию, внутри которой планировалось разместить главные учреждения «социалистического государства будущего» в четырех самостоятельных зданиях в форме куба, пирамиды, цилиндра и полушария. Конструкция планировалась кинетической: подвешенные к каркасу объемы должны были вращаться вокруг своих осей... башня символизировала социалистическую революцию и провозглашаемое ею единение всех народов в Интернационале».
Согласно своему функциональному назначению, башня должна была стать самым важным архитектурным сооружением страны. В здании должны были проходить законодательные собрания, международные съезды, конференции, размещаться органы власти, информационные центры, передовые средства связи.
В тексте упоминаются и проекты реконструкции крупных городов, в том числе – Петрограда, Ярославля и Москвы. Так, профессор Сергей Шестаков в 1921–1925 годах разрабатывал план «Большой Москвы», которая включала пригородную зону. В ряде градостроительных предложений предусматривались разуплотнение центра и введение в него зеленых насаждений, развитие жилищного строительства на окраинах, а также включение в орбиту города пригородных населенных пунктов.
комментарии(0)