В деревне Бухловке не до любви, не до детей...
Фото Андрея Щербака-Жукова |
Предметом медицинского любопытства кардиолога-реаниматора Елены Минкиной-Тайчер являются не сердечные муки, рано или поздно все равно оканчивающиеся поломкой мотора. Еще в юности Елена изучала анатомию и параллельно писала статьи, неустанно придираясь к своему таланту. Результат самокритики: третья по счету книга израильского кардиолога из Москвы снова цепляет за живое.
Контрастное по содержанию название «Белые на фоне черного леса» автор позаимствовала у поэта Юрия Левитанского. Из первых глав становится ясно: белый символизирует детей, черный – взрослых. Но если бы в жизни было как в книге, на деле – все переплетено, запутано и неясно. Белый и черный смешиваются на одной палитре, а в итоге получается (нет, не серый) – желтый. И пока автор вместе со своими героями-сиротами ищет выход из черного леса нелюбви, «безумный мир, где дети спасают детей», желтеет с пугающей скоростью.
Повесть без главного героя становится пристанищем для судеб многих людей. Главы-монологи выстраиваются в целую экспозицию психологических портретов. Автор повести неоднократно признавалась в беседах с журналистами, что не пишет произведения «с натуры», но документальность прослеживается с первых строк. Драматическая история Васи Гроссмана, рассказанная порой не связанными друг с другом людьми – начиная с бабушки мальчика и заканчивая вице-президентом крупной американской компании, – выстроилась в стройную повесть о трагедии глобальных масштабов.
А начало свое эта трагедия берет в деревне Бухловке Калужской области, где русская женщина Надежда, которой судьбой предначертано было «надежды нет», родила и отдала трех детей приюту. Елена Минкина-Тайчер сторонится пространных рассуждений; автор погружается в детали, из которых рождается образ архетипической Нади, «мамы-шалявы», со слов Васи, а деревня Бухловка, логово зеленого змия, разрастается до размеров Русской Федерации. Поражает плодовитость таких людей, чей род не пресекает ни пьянство, ни наркомания, ни амебный образ жизни. Делиться, как простейшие, на тысячи сирот – смысл жизни многих «взрослых» (по паспорту) людей. Но не было бы повести, если бы напротив нелюбви не стояло «сомнительное счастье» – безусловная любовь.
Елена Минкина-Тайчер.
Белые на фоне черного леса. – М.: Время, 2018. – 192 с. |
«Детей нужно безумно любить и бессменно воспитывать, ни на кого не перекладывая… Тогда можно надеяться на светлое будущее», – размышляет Елена Минкина-Тайчер в интервью с Еленой Серебряковой для write-read.ru. «Безусловие» любви Васи, Алины Карловны, Дженнифер, Дженни делает из будущего настоящее благодаря неисчерпаемым ресурсам человеческого милосердия. «Безусловная» спасает детей, находя их на улицах, в приютах, в психоневрологических интернатах, в России, США – везде. «Условная» надавливает на чашу весов, и более 600 детей, погибших в запертых автомобилях в США, уступают тысячам заключенных российских приютов. Справедливо?
Справедливо, если мы – обитатели безумного мира. «Закон Димы Яковлева» – один из множества парадоксов, невелирующих милосердие как здравый смысл. «А вы считали, сколько таких мальчиков похоронила только одна Люся Пушко?» – спрашивает Алина Карловна после исчезновения ребенка-инвалида, ставшего «мертвой душой» в черном лесу больничной бюрократии. Вопрос директора детского дома так и остается без ответа – все как в повести Николая Гоголя. Ответ неожиданно приходит из Челябинской области, где в небезызвестном интернате взрослые учат детей насиловать детей – спасибо природе за их беспомощность! А в голову лезут тошнотворно жизненные слова, сказанные когда-то Алине Карловне ее отцом: «…Никогда ни о чем с ними не разговаривай! Пусть лучше подумают, что ты недоразвитая».
Страшная пропасть между детьми и взрослыми – тоже парадокс, который можно победить лишь собственной иррациональной, теплой «безусловной».
комментарии(0)