Владимир Эйснер.
Жить необязательно: Роман, повести. – М.: Вече, 2018. – 384 с. (Сибирский приключенческий роман). |
Название романа восходит к латинскому изречению Помпея: «Navigare necesse est, vivere non est necesse» – «Плыть необходимо, жить нет необходимости». Все это описано у Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях»: плыть в бурю, чтобы доставить хлеб из Сицилии и Африки в Рим. Потом вторая часть где-то по пути затерялась, осталась первая, как символ мореплавателей.
Но роман к латыни и древней истории отношения почти не имеет, за исключением того, что латынь вспоминает очутившийся по воле стихии на арктическом острове Александр Гарт. Ему повезло чуть меньше, чем знаменитому Робинзону. Робинзона нелегкая занесла в тропики с огнем и инструментами, а Гарта буря выбросила с одним ножом и босиком. Хорошо еще летом, когда вдруг потеплело до +8!
«Едва успел снять карабин и вновь закинуть его за спину дулом вниз, торчащий над плечом ствол мешает грести, как вал ледяной воды накрыл с головой.
На берег выполз без карабина, без шапки, без сапог.
Выплюнул песок.
Вытряхнул воду из ушей..
Вонзил в густой воздух кулак.
Будем жить!»
С этого и начинается его северная робинзонада. Собственно, если бы его о скалы не шибануло, романа бы и не было.
Стало быть, это очень хорошо, что сейчас нам плохо, как певал доктор Айболит в фильме Ролана Быкова.
Прозаиков вообще, а хороших в частности неплохо иной раз выбрасывать на необитаемые острова, душить, давить, но не до конца, а чтобы он, отряхнувшись, собрав себя по частям, отдышался и написал роман. Владимиру Эйснеру – он работал метеорологом на островах в Ледовитом и охотником-рыбаком на Таймыре, участник походов на Северный полюс – в этом отношении в прошлом свезло. Правда, издателями и читателями, к которым он прорывается из Германии, он не так обласкан, как Арктикой, но он не унывает.
Помнится, Розанов, который в бытность свою выгнал Пришвина из Елецкой гимназии, говаривал ему: подальше от издателей.
Арктика, Германия, куда уж дальше?
Эйснера и его книгу с дюжиной чудесных рассказов еще откроют, как Землю Франца-Иосифа. Ведь наличие этой земли еще до того, как ее открыли, предсказал Михайло Ломоносов.
«Если идти лунной дорожкой на север, на север, если двести километров – все на север, на север, то попадешь на клочок земли, обозначенный на карте как остров Ботфорт.
Там лежит на камнях зверобойная шхуна, в ее разбитой рубке – гнездо трясогузки, под килем ржавая мина.
Там мечется под ветром пламя костра.
Там босиком на снегу рослый мужчина.
Он греет обломок доски и становится на горячее.
Рядом с ним – сгусток горячего тумана, старуха с косой.
Она появилась на берегу, когда прибой понес человека на скалы…»
Писать необходимо!
комментарии(0)