Сравнительно молодая русская литература за два века создала впечатляющий корпус литературных текстов и, казалось бы, показала Россию во всех ракурсах, задумалась обо всех важных вопросах и поняла все о человеческой природе. И тем более поразительно, что в этом многоголосом хоре время от времени появляется отчетливо новый голос со своей интонацией и своим неповторимым рассказом о мире вокруг нас.
Хочется призвать читателей обратить серьезное внимание на Алексея Винокурова, который ярко заявил о себе как зрелый автор со своим особым взглядом и материалом. Он начал свою литературную карьеру как детский писатель, работал сценаристом на телевидении (например, в очередь с Виктором Шендеровичем делал знаменитую в свое время юмористическую программу «Куклы») и неожиданно, уже в зрелом возрасте, стал писать серьезные романы для взрослых. В какой-то момент он «взглянул окрест, и душа его страданиями человеческими уязвлена стала...». Он стал писать масштабные, многослойные романы не без юмора, которые сразу были замечены и оценены независимо мыслящими критиками и читателями. Публикация Винокурова в журнале «Знамя» в 2017 году принесла ему сразу две премии: премию журнала «Знамя» и премию Библиотеки иностранной литературы «Глобус». Первая же книга, изданная в одном крупном издательстве – роман «Люди Черного Дракона», – сделала его финалистом премии «Большая книга». Работая в русле традиций Гоголя и Булгакова и демонстрируя блестящее владение всей палитрой литературных инструментов, Винокуров посвящает этот роман межэтническим отношениям на примере сосуществования разных национальностей на Дальнем Востоке.
В отзывах на книги Винокурова уже прозвучали упреки в излишней публицистичности. По этому поводу можно только сказать: какое время – такие и песни. Литература не может оставаться на безопасном берегу, когда бурные потоки истории грозят смыть завоевания человечности и вернуть мир в состояние дикости.
События в романе «Ангел пригляда» связаны с военными действиями на юго-востоке Украины – темой, вызывающей очень противоречивые реакции в российском обществе.
Подобно Булгакову, Винокуров использует элементы сатиры и фантастики, чтобы дистанцироваться от окружающей действительности и тем точнее увидеть ее объективную картину. Винокуров виртуозно балансирует между реальным и фантастическим миром – они тесно переплетены, реальность узнаваема и одновременно фантасмагорична, так что не всегда понимаешь, где кончается одно и начинается другое. Например, так до конца и не понятно, являются ли главные персонажи – священник Михаил и юродивая Катерина – простыми пациентами клиники для душевнобольных или «ангелами пригляда», которые якобы живут среди людей как простые смертные и приглядывают за миром, чтобы не был нарушен старый договор между добром и злом. Они пробираются из зоны военных действий в Москву. Их задача – предотвратить надвигающийся Армагеддон. В это же время уволенный с работы журналист Юрий Суббота начинает видеть странные сны про архангела Михаила, якобы сошедшего на землю. Он описывает свои сны в Facebook, после чего на него выходят представители издательской фирмы «Легион», обещая опубликовать его сны в виде книги, которая станет мировым бестселлером. Юрий Суббота постепенно понимает, что сны его не случайны и что против своей воли он оказался союзником зла. Он пытается скрыться, но его ловят и сажают под замок. Тем временем на отца Михаила, объявленного международным террористом, начинается охота. Над Москвой нависает черная тень: зло может взять верх именно здесь. Теперь все зависит от встречи отца Михаила с тем, кого он считает Люцифером – в миру он просто директор того самого издательства. (Только писатель может представлять себе демона в виде директора издательства – надеюсь, издатели его простят.)
Но надежда предотвратить Армагеддон еще есть. Позитивно настроенный Винокуров оставляет людям эту надежду: Армагеддон откладывается.
комментарии(0)