Элеонора Пахомова.
Роза и крест. – М.: АСТ, 2018. – 352 с. (Звезда Рунета). |
Книга Элеоноры Пахомовой «Роза и крест» не случайно издана в серии «Звезда Рунета» от АСТ. Написанная в 2015 году, она поступательно завоевывала читательское внимание на ниве самиздата. К концу того же года «Роза и крест» вошла в номинацию «Русская проза» премии «Выбор читателей» сайта Livelib. В этой премии нет жюри из маститых литераторов – все решают читательские голоса. К 2018 году книга привлекла к себе еще большую аудиторию, обросла отзывами на просторах Сети, не раз упоминалась в топе лидеров самиздатовской платформы Ridero и, наконец, была издана в АСТ.
Так что же выделило «Розу и крест» из многотысячного потока рукописей, которые независимые авторы сегодня предлагают читателям напрямую, с помощью платформ самиздата, минуя издательства? Возможно, необычное смешение жанров, которое сложно отнести к какому-то устоявшемуся определению. Например, одна из читательских рецензий на книгу начинается так: «Такая странная книга. Начинается как детектив. Продолжается триллером, потом психологическая драма, готический роман».
Сюжет здесь вращается вокруг Старшего Аркана карт Таро, каждая глава названа соответственно карте. Интрига закручивается лихо – в первом же предложении мы натыкаемся на слово «труп». В своем рабочем кабинете убит профессор психиатрии Евгений Заславский, который в частном порядке практиковал как психотерапевт для столичной элиты. В списке подозреваемых вся клиентская база почившего. Распутывать это дело без особого энтузиазма берется майор полиции Иван Замятин, который с некой обреченностью признает: характер преступления может предполагать серийность. Ведь почерк у убийцы весьма своеобразный: у профессора вырезан язык, на груди кровавая пятиконечная звезда, а ноги скрещены наподобие цифры четыре. Недолго думая, майор решает привлечь к расследованию эксперта по оккультизму. Им оказывается Мирослав Погодин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии МГУ, который иногда читает лекции для сотрудников МВД. Именно Погодин сопоставляет знаки, оставленные на трупе, с картами Таро и приходит к выводу, что убитому в колоде отведена роль Иерофанта. Параллельно с этой сюжетной линией разворачивается и другая. К модной московской художнице Фриде обращается странный заказчик, который просит ее изобразить на холстах 22 фигуры Старшего Аркана Таро Тота – колоды, созданной Алистером Кроули, которого считают родоначальником сатанизма. Не подозревая ничего плохого, Фрида берется за исполнение заказа, и первой картой, которую она решает изобразить на холсте, становится Иерофант.
С такой завязки и начинает раскручиваться история книги «Роза и крест», и надо сказать, что сюжет протекает весьма динамично. Дальше, как упомянуто выше, он уводит читателя то в мистический детектив, то в триллер, то в готический роман и, наконец, в психологическую драму. Смешение стилей и жанров здесь не поддается конкретному определению, но на первый взгляд кажется ближе всего к мистическому детективу. Однако хотя большая часть сюжета окутана мистическим флером, развязка отметает подобные сравнения. Финал вовсе не подводит читателя к тому, чтобы уверовать в некие потусторонние силы, а призывает присмотреться внимательнее к собственному внутреннему миру, мол, кто знает, какого из собственных демонов вы еще не успели узнать в лицо и он изобретательно прячется, чтобы вот-вот вырваться наружу.
Сама автор дала такое определение роману – «эзотерический детектив». Попытка создать собственный жанр приводит Пахомову к тому, что сюжет балансирует на грани мейнстрима и глубокой психологической прозы. Но одного лишь необычного смешения жанров для успеха книги было бы мало. Стоит отметить и богатый язык, который в некоторых главах тяготеет к языковой прозе. А также чувство композиции, благодаря которому на протяжении всей истории сохраняется хорошая динамика сюжета и интрига. Помимо этого «Роза и крест» ненавязчиво повествует и об истории зарождения сектантства и сатанизма в России, картах Таро, и при этом предостерегает от всевозможных игрищ в сфере духа.
Попытку Пахомовой создать собственный жанр можно считать удачной. Остается лишь выяснить, приживется ли «эзотерический детектив» на книжном рынке.
комментарии(0)