Сергей Нещеретов. Заветы буквача: Книгоподобие. – М.: Линор, 2018. – 104 с. |
Каждый читает те книги, которых достоин, говорят йоги. Хочется быть достойным хороших умных книг. Книги учат. И строка Бориса Слуцкого внушает: «…Надо книжки умные читать». И кажется, что вот будешь читать и все узнаешь. Но до чего трудно умное чтение. Оказывается, книги вовсе не собираются считаться с неподготовленностью того, кто их открывает. Они просто предлагают их прочесть. Читаешь и ничего не понимаешь. И считаешь в сердцах, что книга плохая. Потому что не принесла искомого просветления. Как найти общий язык с книгой, прийти к пониманию, как читать умные книжки?! Ответ: упорно. Результатом будет знание, но не то готовенькое, которое ожидалось по наивности, а другое. Читая, узнаешь, что не все знаешь, не все понимаешь. Задумаешься о чем-то, что-то для себя решишь. Вот именно это знание предлагает книга – аналитическое, раскрывающее читателю его готовность упорствовать в трудном чтении, совершенствоваться, возвышаться до уровня, указанного книгой.
Ценны книги, которые не ставят целью угождать необразованности, а отражают лишь требовательность писателя к самому себе и своему литературному детищу. Мало кому присуща та тщательность, с которой собирает свои книги писатель и поэт Сергей Нещеретов. «Ища в себе ген гениальности, взамен открыл два других: волнения и аккуратности», – признается он в своей книжке. Автор представляет собой редкостный вид литератора, способного проникать не только в смысл фразы, не только вить рукодельную нить звучания, а дотягиваться и до отдельного слова, и до одной буквы, множа смыслы, рождая афоризмы. Буква – его строительный материал.
Литературный ювелир – так можно обозначить этого писателя – горит желанием рассматривать под микроскопом всякую букву, всякий знак препинания. Впиваясь мыслью в малое, он задумывается о значительном. Он не желает пользоваться словами как пазлами, как неизменными типовыми блоками. Он, в каждом слове угадывая космос, созидает экзотических кентавров: «самособойно», «беззубры», «спецдружба», «нащекомое» и других им подобных, энергичных, полных жизненной силы. В поиске вызывающей многозначности он схож с Сальвадором Дали, создавшим фантастическую коллекцию ювелирных изделий. Оперируя рукодельными словами, Нещеретов получает из словосочетаний неожиданные яркие смыслы. «Провокация правоты», «Дорогое неудовольствие», «Душерубка времени». Литератор гнет-мнет слова, растягивает и прессует, не ради рифм или другой практической цели, а ради неугасимого интереса, любви к исходному материалу. Ведь если что-то любимо, всегда стремимся как-то энергично его освоить.
Небольшая книжечка содержит эссенцию изысканного вкуса, острой наблюдательности, тонкого чутья на слово. Приглашает не скакать по верхам, а проникнуть в творческие глубины языка. Сентенции кратки. Их череда показывает в создателе борьбу ума и чувства, равных по силе. Перевеса в какую-либо сторону нет. Похоже, Нещеретов и сам не сделал выбор. Угадываются большие перспективы в направлении пылкого буквожонглирования, слогодрессировки, слововзращения, смыслоплетения. Тогда как в созидании отчетливых умозаключений ощущается устойчивое постоянство и хладнокровие: «Речь – неопрятная одежда мысли», «Незаконченное – не начато», «Свобода – право на тайну», «Наш главный враг – наши вчерашние достижения», «Проницательный человек – всегда заложник мысли».
комментарии(0)