Лучшие пьесы – 2017: Сборник. – М.: Международный конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица», Лайвбук, 2018. – 456 с. |
ГОЛОДНЫЕ И ЗЛЫЕ
Я, кажется, понял, в чем феномен ностальгии. Просто мы уже знаем, чем там в прошлом все дело закончится (войны не будет или будет, но и она уже закончилась), а сейчас нам еще совсем ничего не понятно. И это вызывает острое чувство беспокойства и неуюта. А у некоторых – и вовсе неврозы. Поэтому читать того же Чехова, например, может каждый. Настоящие сильные люди читают современных авторов. А самые смелые – современные пьесы, где все особенно остро и бескомпромиссно. Тут каждое слово колюще-режущее, а бывают и «огнестрелы». Многие из этих пьес никогда не будут поставлены на сцене именно потому, что они выносят свой подлинный и беспощадный диагноз обществу.
Непонимание. В котором, как в горячечном бреду, мечутся, казалось бы, такие разные персонажи представленных в сборнике пьес: бомжи, трансвеститы и даже Вильям Шекспир. В «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой дедушка все время идет на войну и разговаривает по телефону с мертвецами. В черной комедии «Красный павлин», как и положено, умрут все, включая кота, только сам красный павлин, подобно кролику на знаменитой картине Карлсона, так и останется загадкой. В «Соло на ржавых качелях» герои, оказавшиеся на грани, лезут со своей никому не нужной «любовью» к «нормальным» людям, которые от них просто шарахаются.
Пьесы неровные, как наша жизнь, с ухабами, матом, сексом и всем, чем положено. Пьеса «С_училища» представляет собой некий современный хардкор-ремейк фильма «Девчата», правда, без хеппи-энда. Современным пьесам вообще, похоже, противопоказан хеппи-энд. Впрочем, за таковой вполне может сойти финал пьесы «Позовите тетю Тоню», в пику всем маскирующейся под традиционную «советскую» пьесу в духе борьбы хорошего с лучшим.
Особняком стоит пьеса «Расстрелянное солнце» – про расстрелянных в Катыни польских офицеров. На мой взгляд, эта тема уже раз и навсегда была закрыта потрясающим (во всех смыслах) фильмом Анджея Вайды. И зачем ее заново поднял драматург Денис Касперов, мне решительно непонятно. К тому же если нового ему и сказать-то особо нечего. Режиссер же Александр Созонов на показе, ежегодно проводимом театром «Школа современной пьесы», тем не менее нашел весьма интересное визуальное решение, правда, за счет персонажа, которого в пьесе даже нет…
Разумеется, далеко не все пьесы мне понравились, но у меня по крайней мере сложилось ощущение интересного, пусть иногда и дерзкого, актуального диалога со вполне адекватными людьми. Да, такими же растерянными порой, как и все мы сегодня…
комментарии(0)