0
1712
Газета Проза, периодика Печатная версия

21.06.2018 00:01:00

Суета в городе N

Ленин в парке, политтехнолог из Москвы и выборы в Государственную думу

Тэги: проза, политика, сатира, выборы, ильф и петров, гоголь, карл маркс, ленин


Игорь Харичев. Homocommy, или Секретный проект: Роман. – М.: Издательство Союза писателей Москвы, 2017. – 304 с.

Почти 40 лет назад, когда я оканчивала девятый класс, взяла в школьной библиотеке книгу, которую прочитала буквально за два дня. Называлась она «Штурм власти», автор – Джеймс Хоран (1914–1981). Сюжет – «оттуда, где все гниет» – завораживал: бывший председатель Комитета по иностранным делам Сената США предложил двум талантливым и ушлым имиджмейкерам по миллиону долларов в год в течение четырех лет и средства на ведение кампании с тем, чтобы избрать его сына, рядового конгрессмена, губернатором штата, а впоследствии президентом Америки. Совсем недавно узнала, что в подлиннике роман носил название «Нужный образ» и в том давнем советском переводе от него осталась едва ли шестая часть.

Роман Игоря Харичева «Homocommy, или Секретный проект» заставил вспомнить то давнее произведение, однако на него не похож. С первых глав читатель погружается в невеселые будни современной России. Основное действие разворачивается в провинции (вечном «городе N», не сильно изменившемся со времен не только Ильфа и Петрова, но и Гоголя) на фоне кампании по выборам депутатов Государственной думы. Один из двух главных героев, преуспевающий столичный политтехнолог Григорий, работает на кандидата – богатого бизнесмена, близкого к криминальному миру. Чтобы гарантировать ему победу, политтехнолог придумывает хитрый ход, вовлекая в качестве подставного игрока обыкновенного начальника цеха местного завода Анатолия Кузьмина, искренне преданного идеям Карла Маркса, поскольку главный конкурент, «зажравшийся» коммунист Квасов имеет не только сына – вице-президента банка и громадный коттедж с озером, но и немало сторонников. Авантюра заканчивается не так безобидно, как на то рассчитывал политтехнолог: начальник цеха в непривычных условиях проявляет себя как яркая личность и быстро становится лидером предвыборной гонки. Он уже видит себя депутатом Думы, когда политтехнолог требует от него сняться с выборов.

Не только бескорыстное желание стать, как выразился Константин Петрович Победоносцев в «Великой лжи нашего времени», «слугой и печальником народа» мотивирует выбранного политтехнологом ортодокса:

«Может, отказаться? – спросил он себя. – В самом деле, бог с ним, со всем этим. С выборами, с депутатством».

И тут он вспомнил про десять тысяч (долларов. – Н.Р.). Про невероятные возможности, которые сулили эти деньги, такие огромные в их городе. Отказываться было нельзя…»

Кузьмин предпочитает «важнейшее из искусств», а именно черно-белые киноленты, снятые еще при Сталине, в частности комедию «Близнецы». Григория влечет театр. Впервые, будучи школьником, он увидел вахтанговскую «Синюю птицу» – и «необычный мир открылся ему, влекущий, непрестанно удивляющий, не дающий расслабиться… Ему хотелось стать артистом или режиссером, навсегда войти в театральную вселенную». В какой-то мере стал и тем, и другим.

В аннотации говорится: «Все заканчивается весьма драматично». Драматично для главных героев. И каждому из них автор сочувствует. Анатолию кажется, что «мир накренился. Галактика летела в тартарары. Вселенная теряла бесконечность». Столько времени уходит, столько сил, чтобы разобраться, в чем предназначение человека! «И вот когда стало ясно, в чем это предназначение, когда еще чуть-чуть (Кузьмин полагает, что почти выиграл выборы. – Н.Р.), и все может реализоваться, все рушится. Окончательно. Бесповоротно. Что делать?». Ответ на извечно русский вопрос дает… его кумир Владимир Ильич Ленин, «случайно» встретившийся Анатолию в парке. Тем не менее помочь несостоявшемуся депутату уже невозможно: «Распалась целесообразность и стройность мироздания. Невидимые прежде шестеренки, приводившие в движение галактики, рассыпались». Недаром Харичев опубликовал ряд фантастических произведений, среди которых самое известное – роман «Своя вселенная» (2015).

Григория тоже можно пожалеть: он терпит фиаско в личной жизни. После многочисленных мимолетных романов встречает женщину, которую полюбил по-настоящему. Наталья, не отказав ему в близости, не отвечает взаимностью и, очевидно, не ответит никогда. Политехнологу остается одно – отвлечься делами. Удастся ли?

«Свершилось. Можно было идти с докладом к Мельниченко. Сообщить, что все в порядке. Проект «КОК» («Красный ответ Квасову». – Н.Р.) обеспечил нужный результат. Григорий добился своего. Но почему-то не ощущалось радости. Только нечто скверное, тягостное на душе. И чувство невероятной усталости.

«Все суета, – равнодушно думал он. – Экклезиаст был прав. Суета сует».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
2141
Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Дмитрий Тараторин

Претенденты на пост президента начнут общаться с избирателями с 1 января

0
2248
Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Виктория Панфилова

Спикер парламента Шакиев начал предвыборную кампанию с ограничения сферы русского языка

0
4925
5_9165_news1

5_9165_news1

0
1425

Другие новости