Традиции и модификации: Антология. Сост. Алекс Громов. – М.: Терраарт, 2018. – 512 с. (Terraart). |
Появление нового – изменчивого и непредсказуемого – и сохранение устоявшегося как единство и борьба противоположностей – одна из самых ярких черт наших дней. Антология продолжает серию книг, объединяющих новые произведения российских и зарубежных авторов в новом поджанре, который назван фантастикой non-fiction и использует элементы реальности для фиксирования грядущего. Среди авторов антологии – Алекс Громов, Ольга Шатохина, Арти Д. Александер, Ольга Дыдыкина, А. Санти, Мунован Муноди, Вячеслав Смолко.
На первом плане в книге – реальность, пусть и космическая. Но без невероятных и необъяснимых чудес. Все закономерно, и будущее следует из настоящего, а не приходит извне. Это история будущего, в котором люди движутся навстречу неизвестности, создавая, подобно древним земным цивилизациям, свои колонии на дальних землях.
Как совместить сохранение своей идентичности, уникальности среди не только глобального, но и вселенского многообразия? Что мы можем предложить другим, пусть непохожим на нас, но обитающим рядом, – и не только поделиться с ними, но создать сообща? Центральное произведение антологии – повесть Алекса Громова и Ольги Шатохиной «Синдром прогрессора» – продолжает традиции Стругацких и обыгрывает ситуации в далеком будущем, рассматривая проблемы вмешательства и сохранения аутентичности различных культур... А также искушения тех, кто приходит к ним, чтобы коренным образом все поменять – при этом порой ощущает себя полубогом поневоле. «Со своими привычными мифами и легендами в дальних мирах надо быть осторожнее – часто их принимают за конкретные советы и рекомендации или даже указания. Так, сделали большого Троянского коня и потом возмущались, что не сработало. Конечно, хорошо рассказывать про преимущества использования электрического тока вместо дров и угля. Но если потом случайно увидишь, как запертые в клетку-барабан люди постоянно ее вращают, заменяя динамо, и у наследного принца вечером горит электролампочка, а не чадящий факел, то не знаешь, радоваться ли...»
Сама повесть с ее захватывающим сюжетом отнюдь не линейна – в ней присутствуют разные времена и столь же разнообразные персонажи. Повесть не случайно носит такое название – если есть искушение цивилизацией (ее благами и преимуществами), то есть и искушение прогрессора, несущего эти блага. Или – весть о них. И – не может ли прогрессор стать не только носителем прогресса, но и частью некой бизнес-модели? «В одной из местных хроник о прогрессорах говорилось следующее: «Они спустились с небес и принесли с собой красивые слова и чужеземные товары...» Но не разводит ли кто-то «втемную» – самих прогрессоров? Одни ли мы «такие умные» во всей Вселенной? И вот прогрессорство есть, а прогрессоров нет…
Как меняется «здесь» и «сейчас» в перспективе? Что останется неизменным, а что – будет утрачено, заменено и забыто? Арти Д. Александер в рассказе «Экономя время» метко описывает представителя высокоразвитого мира: «У него не оставалось времени на размышления о какой-то ерунде, ненужных мелочах, не было никакой суеты и неожиданностей. Жизнь была вполне налаженной, размеренной и крайне удобной. Он всегда стремился заниматься и участвовать лишь в том, что приносило ему удовлетворение и душевное равновесие».
Отдельные произведения моделируют далекое – во временном и пространственном отношении – будущее именно как уже наступившую неизбежную реальность – повседневную, от взаимоотношений до рекламы. «А настоящие звездные сувениры будут?» – прежде всего заботятся герои рассказа Мунована Муноди «Стать космонавтом». В рассказе Ольги Шатохиной «Телепорт «Полустанок» отражена экологическая катастрофа, в сферу которой оказываются втянуты обитатели разных миров: «Этими растениями одно время засаживали землю в процессе рекультивации. Особенно мусорные полигоны и всякие свалки. Растет хорошо, биомассы производит много, разлагает все. В общем, не успеешь оглянуться, а вместо стихийной помойки – плодородный компост… А потом пожиратели мусора начали мутировать…»
Метафизика выбора между настоящим и будущим и вопрос, который неизбежно станет актуальным, – насколько доставшиеся нам от прошлых поколений с их «здесь» и «сейчас» архетипы будут актуальны для грядущего? Того самого неизбежного, с контактом, добрыми и не очень, расчетливыми и даже равнодушными к нам инопланетянами, забредшими сюда туристами, пока еще падкими на земную экзотику...
комментарии(0)