Не так страшна империя, как ее малюют... Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод V. Империя наносит ответный удар». 1980
В современной русской фантастике борются два образа будущего, притом борются не на уровне отдельных произведений, а на уровне платформ или проектов. Это, во-первых, СССР-2 как утопия – порождение «красного ренессанса» в нашем обществе. И, во-вторых, Российская империя 2.0 – скорее «белый» проект с ярко выраженными чертами монархизма. Любопытно, что даже самого блеклого, самого простецкого утопического проекта либерального будущего в нашей фантастике до сих пор не сложилось.
«Белая» платформа выражена ярче, рельефнее «красной» – хотя бы по той причине, что сборников, так или иначе ее поддерживающих и проводящих, выпущено больше. Все началось со сборника «Империум» (2013), составленного Ярославом Веровым и Сергеем Чекмаевым. Там, правда, больше было альтернативно-исторических сюжетов, связанных с империей, нежели футурологических, но имперская тема в целом была представлена основательно.
В 2016 году появился сборник с говорящим названием «Российская империя 2.0», и составители его – Дмитрий Володихин и Сергей Чекмаев – четко проартикулировали: они создают, во-первых, образ империи, в которой уютно жить, и, во-вторых, это никакая не «альтернативка», это утопия, которая должна вырасти из сегодняшнего дня, то есть из современной России, «как она есть».
Годом позже вышел сборник конспирологической фантастики «Кто правит миром» (сост. Володихин) – название именно такое, безо всякого вопросительного знака. В него вошло всего пять вещей: четыре повести и рассказ. Из них три повести – если не имперские по содержанию своему, то – как бы правильнее выразиться? – государственнические, то есть рисуют супердержаву в будущем.
И вот в начале 2018 года выходит «Русский фронтир» – со все теми же неизменными Чекмаевым и Володихиным в составителях. Причем выходит под фанфары: с презентацией на конвенте «Басткон» и многочисленными отзывами в Сети. После такого старта многие уже знают, что это не первая подборка произведений, посвященная возрожденной имперской России, а прямое продолжение антологии «Российская империя 2.0». Разница только в том, что на сей раз взят иной аспект утопии: не статика, а динамика. Проще говоря, не застывший навсегда рисунок монархической сверхдержавы, а утопия-в-движении, утопия-в-развитии.
Спойлеров не будет. Здесь будут общие наблюдения и некоторая реакция заинтересованного читателя… В новой имперской антологии грядущее, которое писатели-фантасты стремились изобразить в предшествующем сборнике, стало приобретать несколько иные очертания. Не случайно девизом и одновременно названием сборника стало определение – «Русский фронтир».
Прозвучит странно, но в самой идее книги отразилось желание «зачаровать» ход будущего, почти волшебным образом запрограммировать его развитие. В предисловии к сборнику так напрямую и заявляется: «Для того чтобы тот или иной футуро-сценарий стал реальностью через десять, пятьдесят или сто лет, достаточно, чтобы сегодня он захватил изрядное количество умов. Иными словами, чтобы его помнили, о нем думали, он присутствовал как возможная перспектива хотя бы для меньшинства». Звучит не слишком научно, но в столь неопределенной сфере, как искусство, вполне может и сработать. Кто знает?
Роднит разнообразные рассказы и повести, вошедшие в «Русский фронтир», базовый подход, четко сформулированный в том же предисловии: «Наша Россия будущего – звездная Империя с монархом во главе, с Церковью, но и с высокоразвитой наукой, технологиями, мощной экономикой. Это не палеоимперия, это футуроимперия».
Конечно, скептики заявят: вроде бы подобная тема в отечественной фантастике не нова – с ходу можно вспомнить несколько романов Романа Злотникова, цикл того же Володихина «Конкистадор» или совсем свежую книгу Ольги Елисеевой «Колыбельная для жандарма». Тем не менее вошедшие в подборку тексты выглядят вполне оригинально, и их связывает некий интертекстуальный настрой, про который четко и недвусмысленно заявляется: «В сборнике «Русский фронтир» мы показываем Империю не в статике, а в динамике: она ведет постоянную всестороннюю экспансию. Она основывает новые города и колонии в космосе, берет под контроль планеты в разных концах галактики, ведет разведку океанских глубин, если надо – отстаивает свои интересы с помощью вооруженной силы».
«Конструкторы грядущего» попытались представить Россию в виде живого и, самое главное, развивающегося организма, жестко конкурирующего с другими социумами, воплощающими иной, отличный от нашего путь развития. Итоговый результат этих усилий выглядит как занимательный калейдоскоп из целых одиннадцати версий-произведений. И эксперимент дал положительный результат – «Русский фронтир» любопытно читать, представленные варианты будущего кажутся своеобразными, а сценарные ситуации будят мысль и заставляют задуматься.
По традиции предшествующего сборника в него были включены как произведения уже зарекомендовавших себя авторов-фантастов (Эдуарда Геворкяна, Олега Дивова, Дмитрия Володихина, Далии Трускиновской, Дмитрия Федотова, Вадима Панова), так и совсем начинающих литераторов (Сергея Сизарева, Игоря Прососова, Григория Елисеева). Впрочем, равно интересными оказались и те и другие, что лишний раз доказывает: все разговоры о смерти российской фантастики из-за отсутствия достойной смены ветеранам пока выглядят преждевременными.
Думаю, многим стоит прочитать антологии, в которых фантасты попытались подтвердить (или опровергнуть?) старый тезис графа Александра Христофоровича Бенкендорфа о том, что «будущее России превышает всякое воображение».
Ну а что касается ближайшего будущего… то на сей год уже заявлено появление еще одного имперского сборника, уже пятого по счету, – «День коронации». Похоже, творцы имперского проекта следуют правилу, согласно которому побеждает самый неутомимый…
комментарии(0)