0
2271
Газета Проза, периодика Печатная версия

11.01.2018 00:01:00

Петит

О системе детлома

Тэги: проза, детство, детдом, унижение


1-14-11.jpg
Александр Гезалов. Соленое детство. Документальная повесть выпускника детдома. – М.: Никея, 2017. – 192 с.: ил.

О системе советских детдомов автор рассказывает от лица отказника и выпускника «детлома», как сейчас стало принято говорить. Читать повесть тем нужнее потому, что проблема детей, оставленных и попавших в дома малютки и детские дома, остается в нашей стране актуальной. И потому, что с советских времен устройство этих каторжных мест не особенно-то по сути своей изменилось.

Живой и непосредственный монолог участника событий включает в неприглядную жестокую реальность, делает сонаблюдателем, сосвидетелем.

«Уже при выпуске из детского дома я, ковыряясь в отпускных документах, встретил мятые строки корявой записки: «Отказываюсь от сына, потому что не могу…» Жалею, что не бросил на ветер этот желтый бумажный листок, как когда-то был брошен сам. Видимо, гены – все бросать… И бросал. Не просто бросал, а кидал как можно сильнее, потому что понимал, что имею такой опыт, который трудно изжить с годами», – пишет Гезалов в начале повести, в дальнейшем повествовании все безжалостней раскрывая перед читателем этот опыт. Многим из нас, хоть и получившим опыт тотальной несвободы в отечественных детсадах и школах, все равно сложно представить, как это – круглосуточно жить в системе несвободы и подконтрольности. И одновременно – неуставных отношений, когда тебя в любой момент могут избить те, кто рядом, – так автор упоминает о сломанных в детдоме обеих руках.

Опыт такого чтения болезнен, но нужен. Зачем? Ради сопереживания. Пережить ситуацию брошенности родителями, жестокости нянек, садизма старших по отношению к младшим. Пережить переламывание этой ситуации изнутри, когда подросшие однокашники Саши Гезалова решают не быть такими садистами, как старшие, по отношению к маленьким. Пережить вместе с автором слом системы насилия, на которой держался тот конкретный детлом, который держала та конкретная директриса. Пережить стремление автора изменить всю эту ненормальную ситуацию и первые шаги к тому, чтобы быть «общественником». То есть волонтером, вовлекающим в свою деятельность других. Главная суть этого волонтерства – не просто материальная помощь со слезами жалости и умиления на глазах, а конкретные действия, которые могут научить молодых людей жить после детдома в непонятном, сложном и жестоком мире, требующем труда и постоянных усилий. А вовсе не чудес и радостей, к которым в детстве готовят красивые сказки и фильмы с неизменным хеппи-эндом.

Мы знаем много саг о тяжелом детстве – «Детство» и «В людях» Горького, «Неточка Незванова» Достоевского, «Похороните меня за плинтусом» Санаева, «Оливер Твист» Диккенса… Написанная простым и ясным, практически разговорным языком повесть Гезалова заняла свое место на одной с ними книжной полке.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3025
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1595
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2106
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1634

Другие новости