Александр Гезалов. Соленое детство. Документальная повесть выпускника детдома. – М.: Никея, 2017. – 192 с.: ил. |
О системе советских детдомов автор рассказывает от лица отказника и выпускника «детлома», как сейчас стало принято говорить. Читать повесть тем нужнее потому, что проблема детей, оставленных и попавших в дома малютки и детские дома, остается в нашей стране актуальной. И потому, что с советских времен устройство этих каторжных мест не особенно-то по сути своей изменилось.
Живой и непосредственный монолог участника событий включает в неприглядную жестокую реальность, делает сонаблюдателем, сосвидетелем.
«Уже при выпуске из детского дома я, ковыряясь в отпускных документах, встретил мятые строки корявой записки: «Отказываюсь от сына, потому что не могу…» Жалею, что не бросил на ветер этот желтый бумажный листок, как когда-то был брошен сам. Видимо, гены – все бросать… И бросал. Не просто бросал, а кидал как можно сильнее, потому что понимал, что имею такой опыт, который трудно изжить с годами», – пишет Гезалов в начале повести, в дальнейшем повествовании все безжалостней раскрывая перед читателем этот опыт. Многим из нас, хоть и получившим опыт тотальной несвободы в отечественных детсадах и школах, все равно сложно представить, как это – круглосуточно жить в системе несвободы и подконтрольности. И одновременно – неуставных отношений, когда тебя в любой момент могут избить те, кто рядом, – так автор упоминает о сломанных в детдоме обеих руках.
Опыт такого чтения болезнен, но нужен. Зачем? Ради сопереживания. Пережить ситуацию брошенности родителями, жестокости нянек, садизма старших по отношению к младшим. Пережить переламывание этой ситуации изнутри, когда подросшие однокашники Саши Гезалова решают не быть такими садистами, как старшие, по отношению к маленьким. Пережить вместе с автором слом системы насилия, на которой держался тот конкретный детлом, который держала та конкретная директриса. Пережить стремление автора изменить всю эту ненормальную ситуацию и первые шаги к тому, чтобы быть «общественником». То есть волонтером, вовлекающим в свою деятельность других. Главная суть этого волонтерства – не просто материальная помощь со слезами жалости и умиления на глазах, а конкретные действия, которые могут научить молодых людей жить после детдома в непонятном, сложном и жестоком мире, требующем труда и постоянных усилий. А вовсе не чудес и радостей, к которым в детстве готовят красивые сказки и фильмы с неизменным хеппи-эндом.
Мы знаем много саг о тяжелом детстве – «Детство» и «В людях» Горького, «Неточка Незванова» Достоевского, «Похороните меня за плинтусом» Санаева, «Оливер Твист» Диккенса… Написанная простым и ясным, практически разговорным языком повесть Гезалова заняла свое место на одной с ними книжной полке.
комментарии(0)