Надежда Колышкина. Опрокинутая Вселенная. Бредовые мысли героя. – М: Международные отношения, 2017. – 416 с.
|
Произведение автора – некая смесь того, что часто ожидает большинство читателей. Легкость, юмор, качественный сюжет и стойкое желание дочитать до конца. Все это хорошо, но где личный взгляд на ситуацию героев? Где сами герои из своей внутренней точки? Обычно про них словно забывают, никого не волнует, что они чувствуют, думают, испытывают, живя в заданных авторских условиях. Или они слишком плоские и предсказуемые…
Надежда Колышкина пытается восстановить несправедливость и берется за написание внутреннего монолога Геракла, в то время когда он совершал свои подвиги. Ну, правда, не мог же он бездушно их делать? Проживал же он какие-то эмоции? Не нужно думать, что эта груда мышц бездушна. Это не так. И этот монолог получается. Местами смешно, местами невероятно, а местами очень глубоко.
И с этим соглашаешься с первых страниц «бредовых мыслей героя». Порой, кстати, они нисколько не бредовые, а даже очень адекватные и внятные.
Все полотно текста получилось качественным коктейлем из авторских жизненных выводов, которые часто предстают в форме народной мудрости, пословиц или поговорок, приключенческого сюжета и современного взгляда на мифы Древней Греции. Не только же Николаю Куну выдавать академические версии, которые неподготовленному читателю трудно дочитать до конца. А тут такой живой и гибкий взгляд и авторская подача. Так и хочется написать: «Веселится, как веселится!» Кажется, что идти на такие подвиги без чувства юмора – просто смертельная ошибка. А тут, пожалуйста, идешь следом за Гераклом и подхихикиваешь на каждом шагу. Вспоминая попутно, что «простота хуже воровства», а вот это, кажется, получился авторский афоризм: «Не важно, кто дает хороший совет, – последовать ему не грех».
Не нужно думать, что эта груда мышц бездушна. Фото Мари-Лан Нгуен |
Интересен писательский ход – наделить мифических героев человеческими чувствами и сценариями поведения. Так они становятся ближе и понятнее, и хочется следить за их жизнью на листе бумаги. Не случайно Геракл в какой-то момент произносит: «Тьфу, ты, – обозвать собаку, пусть и трехголовую, человеком!» В тексте Надежды шанс на человечность дается даже собаке.
У всех героев появляется свой островок частной жизни, а у Геракла даже детство, в котором он плохо учился и мало запоминал, но главное, что оно было.
Общее впечатление, что интерпретация мифов Древней Греции давно требовала перезагрузки. Каждое новое поколение вправе их переосмыслить и перезаписать на новом и понятном для них языке. Снять каждого бога с Олимпа, посмотреть ему пристально в глаза и решить, что дальше с ним делать. Оставить или выбросить? Вот и загадка для читателя, и квест: кого бы он взял с собой, а кого оставил в веках? Геракла однозначно взяли бы с собой, ощущается некий дефицит в таких парнях.
И все-таки были все же эти мифические герои живыми и неужели через много веков ничего все же не поменялось? Те же страсти, эмоции, терзания и, слава олимпийским богам, юмор.