Елена Соловьева. Альпенгольд. – М.: Интернациональный союз писателей, 2016. – 129 с.
|
Эта книга на первый взгляд полна противоречий. Перед нами, по сути, дневниковые записи, но читаются они как хорошая проза, да и являются ею. Книга без выраженного сюжета, нет ни завязки, ни кульминации – но вбирает в себя читателя, оторваться сложно. Нарушая все каноны, автор вскользь, штрихами рисует персонажей – и тем не менее создается объемный образ своеобразного общества: богемного, околостуденческого, альпинистского. И образ времени; кажется, главные герои этой книги – рассказчица и Время.
Заданные противоречия снимаются при углублении в текст. Не просто дневник, но ясная, яркая, многоцветная лирическая проза. Не только женский монолог: монолог изумленного и внимательного наблюдателя, который преломляет эпоху сквозь линзу своего восприятия.
Эпоха тоже переломная, перемалывающая: конец 1980-х годов. Но социально-политические бури прочитываются здесь разве что в подтексте, так как в тексте хватает собственных штормов. Прежде всего это тот шторм бытия, который окатывает каждого из нас, когда он становится предельно откровенен. Главная героиня книги, тезка и альтер эго автора, смотрит на мир с безбашенной и безжалостной порой откровенностью, смягченной разве что поэтическим взглядом на мир. И сталкивается – и сталкивает читателя – с главной проблемой молодости: как одновременно быть свободным и быть собой? Как «жить быстро, умереть молодым» – и выжить?
За лирическими фрагментами, за обложками тетрадей, за цитатами из БГ... Фото Андрея Щербака-Жукова |
Кто-то ответит – все приходит к конформизму; кто-то расскажет о закономерностях инициации во взрослое племя. Но книга «Альпенгольд» дает внимательному и неравнодушному читателю в руки золотые яблоки – секрет молодости. Молодость – это не возраст, а оптика взгляда на мир: незашоренного, открытого, любующегося.
За лирическими фрагментами, за обложками тетрадей, за цитатами из БГ, за священно-безумными приключениями юности я узнаю и припоминаю – себя. Кроме всего прочего это еще и дневник поколения: тех, кто через русский рок наследовал хиппи, тех, кто знал опасную романтику гор, тех последних, кто прожил важную часть жизни в советском антураже и кто отталкивался именно от него в поисках себя.
Поход за яблоками Гесперид – история мужская: история покорений, борьбы, революций, перестроек… Но сами яблоки были и остаются в женском саду. Автор последовательно и бесстрашно приоткрывает широкому читателю женский образ ощущения мира – в его красках, звуках и запахах, в мечтах и дымке цитат.
Женщины издревле – собирательницы. В «Альпенгольде» происходит собирание образа героев и образа эпохи из малых поэтических биографических частиц. И если вблизи эти фрагменты могут показаться необязательными, то на некоторой дистанции, пробежав десяток-другой страниц, ты видишь: это не живопись, это скорее мозаика. Об эпохе, которая никогда не вернется, – и о молодости, которая всегда с тобой.