0
2920
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.10.2017 00:01:00

Фа мажор как Реквием

Тэги: проза, музыка, женщина, любовь, одиночество, семья


38-13-13.jpg
Елена Холмогорова. Чтение с листа: Роман-партитура. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. – 222 с. (Проза: женский род).

Партитура существования «самой обыкновенной женщины». Калейдоскоп ее – на грани полусна, между небытием и тем, что называют реальностью, – воспоминаний с неизбежным кракелюром лиц и событий: репетиций жизни (смерти?) – а именно из них, как из пазлов, сложен текст, – двадцать.

Героиня – в начале истории уволенная (нож в спину) – Вета, Лизавета, Елизавета Николаевна – оглядывается не без горькой иронии на прожитое: ей безразлично, в каком порядке расставлять, в сущности, даты… она не «для любезного читателя»: она – себе, для себя, для того чтоб ощутить – ты жива.

Художественный прием – своеобразный обрыв всех «репетиций» на сюжетной Sубдоминанте – отражает в одних случаях неуверенность главной героини в правильности совершённого (или не) поступка, в других – ее тихий, иногда даже для самой себя не всегда осознанный надрыв; впору кричать – однако «печаль моя тиха...». Вета прожила жизнь, как когда-то говорили, правильно: все (ну или почти) «как у людей», да только нет и не было треклятого счастья – и не «просто женского» даже, о том и смешно, в сущности, – а вот именно Счастья: не было.

Что ж было тогда?.. Как у всех девочек «из хороших семей» – музыкалка, однако музыка с первым аккордом обрывается, не успев расцвести: любимая учительница уходит из школы, репетиция Sубдоминанты... Вторая S – первая любовь: конечно же, непонятая, конечно же, на всю оставшуюся запомнившаяся: более того, Вета спустя многие годы подумает, что «только-то его-то» и любила по-настоящему – ну а 

д р у г и е… что другие!.. Пыль, пустое, суета сует… альтерированная Sубдоминанта. Дальше – «как у всех», непонятно зачем, стандартная дамская история в виде замужества и ребенка… без всякой такой «космической» страсти, тоника фа мажора, мутирующая чрез десятилетия в равнодушный кластер вроде бы благозвучий убийственно обыденной семейной жизни.

Вета похоронит мужа да продаст любимейшую – родовое гнездо! – дачу, «кусочек родины», – дабы спасти сына, незадачливого бизнесмена (и тоже – «самая обыкновенная история», как ты там, анимка, ни рвись). «Мама, я погиб!» – что ей оставалось делать после слов таких? Ну да, только отдать всё… Ну а что тогда для себя?.. «Душа рвалась куда-то почтовым голубем, только кроме себя самой некому было адресовать послание…»

Сама о себе Вета, всю жизнь, несмотря на в/о, проработавшая секретарем, знает нехитрое: она «обыкновенная, никому не нужна – и пусть». И эта так называемая обыкновенная, оказавшаяся на внезапной пенсии, думает единственно об одном – надобна ль все ж кому-то на свете этом: надобна ль по-настоящему, а не по обязанности, не по долгу службы – иль, что страшней, чести. Она слишком поздно, быть может, размышляет о смысле всего сущего, перебирая, что же именно может «им», смыслом треклятым, явиться – или уже является: дети, внуки?.. Нет-нет! Нет. Нет. Вечный ад тех, кто способен творить лишь себе подобных, плоть от плоти своей: тех, кто не создает ничего, кроме живородящей материи… Ну да, она пишет порой «рассказики», складывает увиденное в тот самый гротескный пазл своей жизни, который, вероятно, уж никогда не сложится так, как мечталось. Мечталось, когда была одержимо – впервые – влюблена: вот же она, «репетиция любви»! Гала-концерта, увы, не случилось – ни тебе афиш, ни публики-дуры: в сухом остатке – «привычка свыше нам дана», ан счастье (читай = реализацию) заменить невозможно: единственная любовь Веты – та самая, совсем еще детская, к безымянному герою дачных танцулек…

Эта книга о том, что «жизнь наша, как чтение с листа, играется набело». Черновиков нет – ну а от суки-судьбы не укрыться букетом цветов, даже самым прекрасным, даже маковым… особенно если маки сии предназначены не тебе – или привиделись, как на грех, в танцующей на углях прозрения ностальжи… И потому – блоковское: «И, наконец, увидишь ты,/ Что счастья и не надо было,/ Что сей несбыточной мечты/ И на полжизни не хватило,/ Что через край перелилась/ Восторга творческого чаша,/ Что все уж не мое, а наше,/ И с миром утвердилась связь, –/ И только с нежною улыбкой/ Порою будешь вспоминать/ О детской той мечте, о зыбкой,/ Что счастием привыкли звать!..»

Очень ровная, так называемая немодная проза (а надо ль – «модную»? что за зверь?) – даже странно, что рыночные отношения издателя и автора позволили «Чтению с листа» быть изданным. Ибо книга Елены Холмогоровой априори относится к литературе «непродажной»: той, что пишется как на духу (это давно стало анахронизмом) – а значит, читается, как звучит. А звучит не иначе как гармонический фа мажор – с пониженной шестой ступенью, которая единственно и делает псевдопастораль – Реквиемом Мечте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
784
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
489
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
962
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
953

Другие новости