0
1871
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.09.2017 00:01:00

Группа продленной живописи

Тэги: проза, рассказы, изобразительное искусство, живопись, германия, мюнхен, харьков, филология, культура, границы


проза, рассказы, изобразительное искусство, живопись, германия, мюнхен, харьков, филология, культура, границы Палитра Александра Мильштейна достаточно богата. Иллюстрация из книги

Новая книга Александра Мильштейна по своему оформлению получилась необычной – сборник прозы проиллюстрирован рисунками автора. И проиллюстрирован очень щедро – на страницах книги удалось насчитать свыше 70 картин, выполненных в разных техниках: от легких набросков обычной ручкой до произведений, создание которых было бы невозможным без компьютерных программ для рисования, от монохрома до буйства красок. К слову, выставка живописи Мильштейна после выхода книги в конце августа открылась в львовской галерее «Дзига».

Тема живописи в сборнике сквозная, да и палитра писателя достаточно богата. Причем как художественная, так и языковая. Там, где отсутствуют графические иллюстрации, будут словесные картины. Прозаик продолжает филологические игры, присущие его книгам, сближая созвучные слова: в одной новелле «фляжка» встречается с «флешкой», в другой рядком стоят «амбразура» и «амброзия», герой третьей истории объясняет, что «нужник не нужен».

34-13-11.jpg
Александр Мильштейн. Пятиполь. – Киев: Vozdvizhenka Arts House, 2017. – 392 с.

Персонажи Мильштейна – отражения самого автора, родившегося и выросшего в Харькове, а с 1995 года живущего в Мюнхене. Каждый из шести рассказов сборника – полет в прошлое – далекое и ближнее. Полет совсем не обязательно совершать на самолете, как в новелле «Контурные путешествия Дана Капитонова». Его можно осуществить с помощью алкоголя, как это делает герой рассказа «Тиновицкий», или мысленно пролистать вышедшие из-под своего пера книги прошлых лет – их Мильштейн упомянет в нескольких новеллах сборника.

Писателю «хочется, чтобы «телесные углы» персонажей вместе составляли сферу, в которую поместится весь город, вот из-за чего начинаешь городить огород». Харьков и Мюнхен находятся далеко друг от друга, по разные стороны границ, в разных культурах, однако в художественном мире автора они очень близки. Русские и немецкие имена пересекаются на одном книжном развороте. «Я лично не вижу разницы в людях не только в зависимости от их цвета кожи, но и цвета государственного флага, такой у меня своеобразный дальтонизм…» Подкрепляются данные взгляды и в лексическом строе новелл: написаны они на русском языке, но попадаются слова на украинском, английском и, конечно, немецком. Чувствуется, что прозаик живет в Германии достаточно давно: для него вполне естественен такой лингвистический микс. Мыслить он может на нескольких языках, подбирая наиболее подходящее слово там, где нужное понятие или явление описывается максимально точно. Отсюда возникают забавные моменты. К примеру, рассказывая в новелле «Перед дамбой» о писателе Гольдфарбе, Мильштейн называет его «митбевонером», что сразу становится причиной вынужденного отступления. Как это по-русски? Сосед? Сожитель? Тот, к кому «вписываются»? Отступлений, связанных не только с языком, в новеллах книги много, из-за чего общий сюжет каждой из них постоянно ускользает и пересказ становится невозможным. Хочется посоветовать читателю: если не поймешь буковки – посмотри хотя бы картинки – они того стоят. Единственное, вот какая загвоздка – картинки тоже могут показаться сложными для понимания. Таков Александр Мильштейн. Неординарный писатель. Неординарный художник.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
460
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
463
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
379
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
244

Другие новости