0
2214
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.09.2017 00:01:00

Полнота дольнего мира

Сергей Казначеев

Об авторе: Сергей Михайлович Казначеев – писатель, литературовед.

Тэги: проза, рассказы, журналистика, дача, деревня, графомания, христианство, мораль


33-14-2_t.jpg
Героиня рассказа
Александра ставит на
место назойливого
«сектанта». Василий
Верещагин. Лама так
называемой Красной
секты в полном облачении.
1875. Этюд из серии
«Путешествия в Индию».
Киевский национальный
музей русского искусства

На первый взгляд композиция сборника Анастасии Ермаковой «Осень на Сиреневом бульваре» может вызвать некоторое недоумение: открывают его самые свежие рассказы 2016 года, затем следует блок историй, написанных в 2002–2009 годы, а завершает все проза 2010–2013 годов. Любой дотошный читатель может спросить: «А где же сочинения 2014–2015 годов? И почему начинается все с последних по времени написания текстов, а потом делается шаг назад, и мы оказываемся в самом начале XXI века?»

Но если взглянуть на построение книги внимательнее, то все сразу встает на свои места. Очевидно, что три года назад творческие усилия были сосредоточены на романе «Пластилин», а на композиционное решение повлияла профессиональная журналистская деятельность писательницы. Западная журналистика основывается на архитектонике перевернутой пирамиды, когда все основное и значимое выносится в первые абзацы. Затем следует разъяснение, уточнение, расширение темы и т.п. Отечественные репортеры тяготеют к композиции типа песочных часов: наиболее сильные акценты сконцентрированы в начале и конце произведения, а в середине читателю предоставляется возможность перевести дыхание – нельзя же все время держать его в полном напряжении.

Очевидно, эта традиция проявилась и в структуре сборника «Осень на Сиреневом бульваре», хотя, возможно, и подсознательно. Анастасия Ермакова честно начинает с того, что тревожит и волнует ее сегодня. Она показывает товар лицом, начиная с самого актуального. В большинстве текстов мы сталкиваемся с героиней-повествовательницей, которая мало отличается от самой писательницы. Это, кстати, один из важнейших признаков нового реализма, о котором в последнее время стали немного забывать.

33-14-11_t.jpg
Анастасия Ермакова. Осень
на Сиреневом бульваре.
Рассказы. - М.: У Никитских
ворот, 2017. – 272 с.

Вот она посещает полузабытого поэта-фронтовика, вот разбирается с непутевой няней, вот вспоминает о спившемся поэте Ване («Поэта лира золотая»)… Здесь цитируются строки безвременно скончавшегося Петра Дегтярева, которого я хорошо помню слушателем Высших литературных курсов при Литинституте им. Горького, когда он внимал моим лекциям и улыбался добрыми ироничными губами. Потом мы знакомимся с историей непростых отношений героини с литературным мэтром («Бюст неизвестно кому»), читаем о ее работе с графоманами («Пора в отпуск»), узнаем о горькой судьбе современного сочинителя, которому невероятно трудно найти дорогу к своему читателю в дебрях рыночного литературного пространства («Мертвый груз»), с сочувствием воспринимаем взаимоотношения городской поэтессы с дачно-деревенской графоманкой Анной Петровной, которая изводит ее чтением собственных опусов («Лето звонкое»).

Вряд ли есть смысл пересказывать темы всех рассказов Анастасии Ермаковой. Скажу лишь, что они всегда узнаваемы, убедительны и поданы в мягкой пластичной манере. Язык книги гибок и выразителен, и в этом состоит кардинальное отличие от книги: «В его полуразвалившейся каморке всегда царил полумрак – вот уже второй месяц как перегорела висящая на пыльном шнуре тусклая лампочка, кисло пахло застарелым потом, нечистым, с раздавленными кровавыми комарами бельем, пропитавшим все унылым многолетним перегаром. Жужжали одуревшие от июльской жары мухи, то и дело садясь на окаменевшую горбушку черного, подернутую нежным налетом серо-зеленой бархатистой плесени» («Яблоко в тине»).

Примерно с середины сборника начинается психологическое и эмоциональное нарастание. Действие становится динамичнее, взаимоотношения между героями глубже и интенсивнее. Своеобразной кульминации этот процесс достигает к концу книги, что проявляется в произведениях «Техника безопасности», «Из-за елки выйдет медведь», которые в принципе можно было бы отнести к жанру повести. В последнем сочинении героиня Александра занимается душеспасительной деятельностью – навещает одиноких, несчастных, страдающих людей, ухаживает за ними, поддерживает их душевное равновесие. Здесь, говоря высоким штилем, писательница поднимается до христианских моральных ценностей, что, кстати, подчеркивается и сюжетно: Александра ведет богословские беседы со священником отцом Михаилом и ставит на место назойливого сектанта. Здесь достигается полнота изображения дольнего мира – эпизоды калейдоскопически сменяют друг друга, а надо всем этим присутствуют горние выси, которые помогают всем нам выживать в современных сложившихся обстоятельствах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1407
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
889
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
629
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
874

Другие новости