Люди стремительно превращаются в роботов. Кадр из фильма «Я, робот». 2004
Владимир Данихнов. Роботизация.
– Новый мир, 2017, № 7.
Люди стремительно превращаются в роботов. Образ едва ли не каждого второго молодого жителя большого города удручает: глаза вечно опущены в навороченный смартфон, без вай-фая начинается ломка. Никого уже не удивляет идущий по улице человек в наушниках, разговаривающий будто бы сам с собой. Жизнь школьников сосредоточена в «ВКонтакте», а тех, кто перескочил в сознательный возраст, – в Facebook.
В числе персонажей рассказа Владимира Данихнова, вышедшего в июльском «Новом мире», есть некий Чернов, считающий себя роботом: он «издавал характерные жужжащие звуки, совершал резкие движения, отвечал на вопросы безэмоционально». Кто-то предлагал отправить «робота» в психушку, а кто-то считал, что «стране нужны такие холодные рациональные создания, как Чернов, слишком много проявления ненужных эмоций в нашем государстве, а работать никто не хочет».
Работать не хотят почти все герои новеллы Данихнова. Сплошные блогеры-дауншифтеры и интернет-философы, мечущиеся от одного к другому, лишь бы быть при деле, лишь бы получить побольше лайков и репостов. Персонаж по имени Юрочка еще вчера активно поддерживал националистов, а сегодня «примкнул к движению ЛГБТ» и стал ярым борцом с коррупцией. Начинается же рассказ с похорон Поветрова – самого знаменитого русского философа в Facebook, на которых блогер Конюшевич вел прямую трансляцию в Сети, разоблачая в комментариях лицемерное поведение скорбящих. В век айфонов «похороны – это просто шоу», и шоу должно продолжаться. Хайпанем немножечко?!
Тема поведения людей в Глобальной паутине все чаще затрагивается прозаиками. Скажем, в свежем романе Ольги Славниковой «Прыжок в длину», опубликованном в июльском и августовском номерах «Знамени», герой от безволия и скуки «дал себе погрузиться в слоистые пучины Интернета» и поразился обилию обывателей, придающих «себе и всем проявлениям своей повседневности» огромнейшее значение. При этом разбираться в том, что ты сливаешь в глобальную помойку, по нынешним временам вовсе не обязательно. На философских собраниях, которые в новелле «Роботизация» при жизни устраивал Поветров, присутствовавшим больше всего нравились подаваемые там вкуснейшие котлеты и пончики. Но «остаточные человеческие чувства… вскоре отомрут за ненадобностью, ведь буквально на днях русские ворвутся в сингулярность да там и останутся на зависть другим нациям».
Владимир Данихнов известен прежде всего как писатель-фантаст, однако в «Роботизации» фантастические мотивы лишь дополняют реальность. «Какая печаль, – сказала Лидия Петровна, – мне так чего-то хочется, а ничего рядом нет». Ну так посиди в Facebook. Или, на худой конец, спиннер покрути. Виртуальная жизнь все сильнее замещает собой жизнь реальную. Отвлечется молодой блогер от комментариев – «тишина, только слышно, как в соседней комнате сопит мама, ей завтра опять на завод, и еще хорошо, что у нее есть хоть какая-то работа…»
Остановить процесс «роботизации» населения планеты при желании можно. Да только никто не хочет. И роботы будут против. Сплошная сингулярность.