0
2551
Газета Проза, периодика Интернет-версия

31.08.2017 00:01:00

Маркиза без головы

Тэги: проза, детство, война, эвакуация, воспоминания, экзюпери, гюго, толстой, брэдбери, горький, евтушенко


проза, детство, война, эвакуация, воспоминания, экзюпери, гюго, толстой, брэдбери, горький, евтушенко Снег под луной красивее алмазов. Исаак Бродский. Зимняя лунная ночь. 1909. Днепропетровский художественный музей, Украина

Жизнь сдерживает свои обещания

Одним из общих мест в досужих разговорах на литературные темы является сентенция, что сложнее всего писать для детей. Банальность? Но банальное суждение не обязательно ложное, хотя, как в данном случае, и не совсем полное. Потому что сложнее создать книгу для семейного чтения. Ведь она должна не только учитывать особенности детской психологии, но и быть также интересной для взрослых.

Председатель и ведущая клуба прозаиков Союза писателей Москвы в ЦДЛ Лариса Румарчук смогла преодолеть многочисленные опасности, возникающие при написании такой книги.

«Зеленый велосипед» – это автобиографическое повествование. Оно рассказывает о детстве писательницы, пришедшемся на годы войны и проведенном в эвакуации в Уфе. Для взрослых книга будет интересна как воспоминание о войне и как  психологическая, а точнее, психологически-парадоксальная  проза: «Я поняла, что жизнь большей частью сдерживает свои обещания. Но, давая что-то, она что-то и отнимает».

Запоминается она и неожиданными сравнениями – алмаз для Румарчук менее интересен (а точнее, менее красив), чем снег, освещенный луной.

31-14-12.jpg
Лариса Румарчук. Зеленый велосипед на зеленой лужайке.
– М.: Самокат, 2017. – 288 с.

Одновременно писательница сумела в книге воспроизвести и взгляд ребенка, для которого обычная стрекоза может «коварно превратиться в самолет», а стеклышки с рисунками – это настоящие сокровища (именно они, а не какие-то алмазы!). И не важно, если перед нами лишь осколок стекла с картинкой: «Это было еще заманчивее. Подумать только: маркиза без головы. Это вам не какой-нибудь всадник без головы. Можно неделю ходить и думать: а какое у нее было лицо, а какие локоны, – и сочинять истории, от которых захватывало дух».

Взросление героини Румарчук происходит не только в результате столкновения с военно-взрослым миром эвакуации, но и через книги. И нередко новый мир художественной культуры оказывается более жестоким, чем мир беженства. Образ рока из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» заставляет ее понять неотвратимость неизбежности: «Я могу зарыться в подушки, укрыться в малиннике, где на сырой земле догнивают черные ягоды. Я могу залезть в шкаф, пропахший нафталином, даже спрятаться в мусорный ящик, наконец. Но Это все равно случится».

Но, как это ни парадоксально звучит, эвакуация воспринималась как счастье. Не зря в одном из стихов Лариса Румарчук писала: «Что столиц заморских панорама!/ И Париж мне дорог оттого,/ что плясала возле Нотр-Дама/ Эсмеральда детства моего./ Ни успех (я мало с ним знакома),/ ни любви тишайшие слова./ Адрес счастья: «Бузина у дома./ Пушкинская улица. Уфа».

Андрей Мартынов

Беспечно съеденная 

сосулька


В многослойном и многоликом космосе мировой литературы есть отдельный остров, свой остров сокровищ – это автобиографические книги о детстве: «Детство. Отрочество. Юность» Толстого, «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Детство. В людях. Мои университеты» Горького, «Вино из одуванчиков» Брэдбери…

Книга современного поэта и прозаика Ларисы Румарчук достойно продолжает эту серию.

Перед нами уже не прошлые, отдаленные от сегодняшнего дня истории, а те, герои которых еще живы. Это детство и отрочество советской школьницы: военное время в эвакуации в Башкирии и послевоенное – в Подмосковье. Причем эти истории, написанные от первого лица, настолько точны и убедительны, что могут служить документом эпохи.

«Уфа: дорогой мой город, город солнца, света, необыкновенных весенних ручьев», – с нежностью думает девочка, даже вспоминать страшно. «И как мы только выжили тогда» – это уже воспоминания мамы и бабушки. Отец на фронте. От него ни строки. Позже узнается, что он пропал без вести под Орлом. Но рядом – ангелы-хранители, бабушка и мать. Младшая сестра Эля. Соседи, дворовые и школьные друзья-приятели… Пестрая, нескончаемая вереница и случайных как будто, но совсем не случайных людей, даже – собачница, даже – «графиня»-нищенка, замерзающая в чужом подъезде морозной ночью… Все это – сама жизнь, ее плоть и кровь.

Быт и бытие. Трагизм, суровость скудного военного выживания. И вместе с тем – чисто детская готовность к нечаянным радостям. Счастье ведь надо находить, само оно – никого не ищет… И дети ищут его – везде! Хоть на помойке, где вдруг да отыщется, среди разбитой посуды, какой-нибудь сказочный фарфоровый черепок, а на нем… прекрасная дама среди травы и цветов… И девочка начинает мечтать о какой-то неведомой стране, где всегда тепло и диковинные плоды сами просятся в рот, свисая с ветвей…

Горести и радости – золотой слиток с вкраплениями свинца… Сплав, завораживающий и вызывающий острое чувство сопереживания.

В каждом эпизоде, в каждой строке «дышат почва и судьба». И все это, повторяю, увидено глазами ребенка, причем ребенка творчески одаренного, наделенного пылким воображением, по-детски наивного и не по-детски мудрого. Внезапно приходящее среди игр пронзительно-горькое осознание того, что человек смертен… (Истинное искусство всегда о главном – о жизни и смерти, даже если это повествование о детстве.) Любимая и странная игра – «меняться местами» с каждым, кого она видит, – с мальчиком, играющим в мяч, с мороженщицей, да с кем угодно – привычка как бы проживать, примерять чужие судьбы, и – твердое осознание: своя судьба все же лучше. Тут нет философствования – есть игра и юмор (чего стоят раздумья о беспечно съеденной сосульке, а вдруг – ангина и безвременная смерть?! Ощупывание горла, гримасы, пугающие сестренку: «Бабушка, а чего она рожи строит?!») Но смех смехом, а ведь за всем этим – рост души, поиски самовыражения, и за этим ростом души очень интересно следить. Тонким психологизмом отмечена эта своеобразная, эта глубоко поэтичная, серьезная и веселая книга о детстве.

Помните слова французского писателя Сент-Экзюпери: «Мне кажется, я и не жил, с тех пор как прошло детство»?

Мне кажется иногда, что все человечество делится на тех, кто помнит свое детство и постоянно возвращается к нему – душой, памятью, и на тех, кто, уйдя во взрослость, отсек его от своей жизни и памяти. Из первых получаются поэты, ученые, художники, врачи, учителя… из вторых – чиновники.

Соответственно первым независимо от возраста книга станет живительным эликсиром. Вторые – пройдут мимо, не заметив.

Эта книга получилась именно потому, что с годами ее автор не утратил этой незамутненной непосредственности. Как заметил Евгений Евтушенко: «Детскость души Ларисы Румарчук неизжитая, не растраченная с годами, залог успеха ее творчества».

И еще что очень важно. Книга, повествующая о том, что происходило десятилетия назад, не только не утратила своей актуальности, а приобрела особую злободневность. Она очень нужна именно сейчас, когда кое-кто пытается отнять у нас нашу великую, священную победу и даже разрушает памятники героям-освободителям, спасшим мир от фашизма.

Но… – и эта книга подтверждение тому – никто не забыт и ничто не забыто. Растет и ширится с каждым годом, с каждым праздником Победы неостановимое шествие бессмертного полка.

И «Зеленому велосипеду...», так своевременно изданной книге Ларисы Румарчук, суждено все катиться и катиться по вечно зеленой лужайке.

Светлана Соложенкина


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
533
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
366
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
214
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
306

Другие новости