Картинки дают толчок воображению, которое, в свою очередь, подталкивает научный интерес. Иллюстрация из книги |
Имя Александра Иосифовича Немировского сейчас редко услышишь из уст юного поколения, но в последней трети XX века читатели-подростки его хорошо знали. Жанр исторической прозы, в котором работал ученый-антиковед, довольно труден, и заслуга Немировского состояла прежде всего в умении доступно и занимательно рассказывать детям и подросткам «истории» о древней Истории.
Сборник «Белые, голубые и собака Никс» открывает двери в мир античности и ведет по извилистым тропинкам Древней Греции, Рима и Китая (один рассказ сборник посвящен эпизоду из жизни китайского императора). Вам не приходилось водить дружбу со львом, подобно гладиатору Андроклу, или кататься на дельфине в открытом море, как это делал мальчик Луций? А видели ли вы, как собака седлает лошадь на скачках, ибо ее хозяина сбил с колесницы коварный противник? (Рассказ об этом смелом и преданном существе дал название сборнику.)
Изобретение стекла, гладиаторские бои, восстания рабов – вот, так сказать, исторический «фасад» рассказов Немировского. Тут юный читатель испытает гордость за смелых полководцев, вышедших всемером против Фив, и отвращение к предателям и тиранам, чьи имена – Клитий, Архин – неприятны даже на слух… Заглянув же за «фасад», он увидит повседневную жизнь обычных людей: рыбаков, торговцев, их детей. Жалость к больному старцу, потерявшему сына… Ядовитая ложь укравшего чужое дитя… Тут есть что перечувствовать и над чем поразмышлять.
Александр Немировский. Белые, голубые и собака Никс. – М.: Благотворительный фонд поддержки культурного развития детей «Культура детства», Издательский проект «А и Б», 2017. – 240 с. (Сто историй). |
Книжка впервые была опубликована в 1966 году (М.: Детская литература), новая редакция подготовлена Ильей Бернштейном в принципиально новом формате. Среди преимуществ этого варианта – карты и указатель географических названий; замечательные новые иллюстрации Анны Журко; обширные комментарии, сделанные Зоей Барзах на основе античных первоисточников. Картинки и карты тут важны не сами по себе: они дают толчок воображению, которое, в свою очередь, подталкивает научный интерес. Смотришь на черно-белые силуэты людей и мысленно дорисовываешь их лица, характер, настроение… Разглядываешь карты и видишь реальные сцены морских сражений и жестоких битв.
Исторические комментарии исполняют роль «инспекторов», как бы проверяющих рассказы на достоверность. Где правда, а где вымысел – на этот вопрос читатель сможет ответить, сравнивая научные факты с художественными текстами сборника. (Впрочем Немировский всегда предельно точен во всем, что касается истории, хотя часть его персонажей никакие не исторические деятели, а просто плод его фантазии.) Приложения – изюминки книги, подчеркивающие то уникальное единство искусства и науки, к которому стремился сам автор.
Хочется сказать пару слов о статье «Дорога Александра Немировского» Марины Щукиной, также помещенной в конце сборника. Это рассказ и о самом писателе, и о его времени. Прочитав эту статью, начинаешь понимать, что дорога-то была довольно извилистой и ухабистой (ну а у кого она была прямой в те годы?). Арест обоих родителей. Страшная война, до конца пройденная Немировским. Борьба за издание хоть нескольких стихотворений из «Воронежских тетрадей» Мандельштама… Поэзия и история – две музы, шагавшие по дороге вместе с Александром Иосифовичем, составлявшие не только главный интерес, но и смысл его жизни. Немировский не морализатор, но писатель, уверенно ведущий своих читателей по дороге добра.