Кардинал Леопольдо Медичи, друг Галилея. Джованни Баттиста Гаулли. Портрет Леопольдо Медичи. Ок. 1667. Галерея Уффици |
В современные научные исследования, согласно новейшим западным веяниям, приходит стиль. Да и просто приятно, когда исследователь любит свой предмет. На первых страницах книги, касаясь города Флоренции, «цветущая» Елена Майорова дает едва ли не райскую картину, повествуя об «огромном множестве красивых и душистых цветов, покрывающих весной городские окрестности: фиалок, нарциссов, асфоделей. Летом повсюду благоухали розы. Сосны, буки, оливковые рощи вперемешку с лаврами и цветущими апельсиновыми деревьями со всех сторон окружали прекрасный город, наполняя воздух волнующими ароматами; между камнями зелеными струями бежали по склонам виноградники». В описании разложения республиканских нравов Елена Майорова демонстрирует владение торжественным стилем: «Роскошь стала вытеснять воздержанность; появились шелковые материи и богатые меха, платья, украшенные золотом, серебром, перлами». Известный меценат Козимо Медичи в ответ на жалобу на художника, не закончившего заказ, отвечал: «Художники – не вьючные животные. Их нельзя ни запирать, ни принуждать к работе…»
Когда во Флоренции несколько дней шел и не таял снег и горожане приняли его за дурное предзнаменование, правитель, Пьеро Медичи, приказал Микеланджело изваять из снега огромную скульптуру и превратить снегопад в шутку… Медичи, в разное время управлявшие Флоренцией, недаром прослыли меценатами, даже простых горожан окружала великолепная архитектура, художники создавали бессмертную живопись Кватроченто – именно так, поверим специалисту, называется этот период. «Женщинами стали широко использоваться косметика, разнообразные притирания, румяна, духи, фальшивые волосы, вставные зубы…» Жить бы да радоваться. Но гуманизм породил и такие фигуры, как Макиавелли и Савонарола, в сравнении с другими персонами, о которых рассказывает Елена Майорова.
Елена Майорова. Вокруг трона Медичи. – М.: Вече, 2016. – 288 с. (Всемирная история) |
К XIV веку в процветающей Флоренции настало расслоение общества. Дворяне-землевладельцы, стремившиеся в город, роднившиеся с богатыми купцами, именовались «жирным» народом, мелкие ремесленники и наемные рабочие – народом «тощим». «Жирные» семьи строили дома, похожие на башни-крепости, в которых и жили с семьями. Известно, что предки Медичи – крестьяне, вступившие в гильдию менял. «Медичи пользовались дурной репутацией… их считали завистливыми и мстительными. Среди них встречались преступники – воры и убийцы». Разбогатев, это семейство пользовалось и политическим влиянием, один из глав семьи, Джованни, поддерживал «антипапу» (спорного и отрекшегося понтифика) Иоанна XXIII, считающегося гуманистом, однако автор прибавляет сноску: «Существует мнение, что этот папа был… морским разбойником – пиратом и не придерживался никаких моральных принципов». Медичи правили в век гуманизма и учености, и окружение было им под стать. О молодом аристократе, книжнике и философе Пико де Мирандолле автор как ни в чем не бывало говорит: «Он носил обычную одежду чародеев: лавровый венок и белую шерстяную хламиду». Однако многим казались зловещими его очень бледная кожа и рыжие волосы, и «пишут, что люди, имевшие несчастье вызвать его неудовольствие, подозрительно быстро умирали».
Медичи вовсе не были самыми жестокими правителями своего времени. С большим изяществом Елена Майорова повествует о Ферранте, короле Неаполя. Этот государь не был чужд философии, литературе и науке до такой степени, что «приказывал убивать своих врагов и просто неугодных, а затем делать из их тел чучела. В отведенной под эту коллекцию комнате король любил обедать в окружении своих мертвых врагов, ведя с ними долгие беседы. По праздникам слуги наряжали чучела в богатые одежды». Галерея ренессансных безумцев впечатляет, но в книге есть и прямая польза познания. «Леонардо да Винчи, – напоминает исследовательница, – обычно причисляемый к кругу гуманистов, к этой группе не принадлежал и даже с некоторым предубеждением относился к их схоластической учености». Далее следует исчерпывающий, хотя и краткий свод воззрений Леонардо. Жена Лоренцо Медичи, Клариче, была знакома с Зоей Палеолог, будущей женой московского великого князя Ивана III. У Лоренцо была любовница, и друзья-гуманисты осуждали его не за связь с замужней дамой, а за то, что его избранница была «женщина некрасивая и уже в годах». Сын Лоренцо, Джованни, стал кардиналом в 14 лет…
Изнанка флорентийской роскоши, данная в книге, может шокировать. Один из последних правителей Флоренции из рода Медичи с двойным именем Джан Гастоне являл собою вершину европейского гуманизма. «Он смотрел на жизнь сквозь туман постоянного опьянения… За последние восемь лет своей жизни он ни разу не вставал с постели, на которой грязные и заскорузлые простыни никогда не менялись; в белье заводились паразиты. В комнате разило табаком, выпивкой и экскрементами. Ногти на руках и ногах ему не стригли, и они загибались. С огромным животом и многочисленными подбородками… он тем не менее носил грязный завитой парик, и видели, как он утирал им рвотную массу со своего лица». Камергер выискивал для Медичи юношей «невоспитанных и грязных, но...» – автор цитирует исторический источник, – «...наделенных соблазнительным взглядом и внешностью Адониса…». Последней в роду Медичи стала курфюрстина Анна-Мария, вдова распущенного Джана Гастоне. Когда она умирала, внезапно поднялась буря, а когда все было кончено, так же неожиданно небо очистилось и засияло солнце. «Простые люди были убеждены, что принцессу унес ураган», – трон опустел, эпоха Медичи осталась лишь в произведениях искусства.