0
5285
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.07.2017 00:01:00

Как ни старались политотделы…

Тэги: проза, любовь, вторая мировая война, ссср, сша, история, боинг 747, авиакатастрофы


Во все времена и во всех странах влюбленные одинаковы. 	Пьер Ренуар. Влюбленные. Ок. 1875. Национальная галерея, Прага
Во все времена и во всех странах влюбленные одинаковы. Пьер Ренуар. Влюбленные. Ок. 1875. Национальная галерея, Прага

Писателя и кинодраматурга Владимира Гоника мы знаем по роману «Преисподняя», сборнику прозы «Свет на исходе дня», по трилогии «Чудо в перьях», по фильмам «След на земле», «Грешник», «Семьянин» и др. Роман «Оркестр» подробно рассказывает о событиях на протяжении 50 с лишним лет ХХ века – от 1944 года до середины 90-х, в том числе о тайных операциях в разных концах планеты.

Итак, в ночь на 1 сентября 1983 года над Охотским морем юго-западнее острова Сахалин советский истребитель-перехватчик Су-15 двумя ракетами класса «воздух–воздух» сбил пассажирский самолет «Боинг 747» компании «Корейские авиалинии», следующий рейсом 007 по маршруту Нью-Йорк–Анкоридж–Сеул. Погибли 269 человек: 252 пассажира и 17 членов экипажа. Тем самым сбылись предсказания трагедии, которую заранее предчувствовал и предрекал один из главных героев романа, военный врач из секретного подразделения Х (Икс), от чьего имени ведется рассказ.

Как известно, летом 44-го состоялась операция «Оверлорд», союзники после долгих проволочек открыли, наконец, второй фронт на севере Франции. Параллельно с операцией «Оверлорд» развернулась операция «Фрэнтик Джо» («Неистовый Джо»), о которой до сих пор мало что известно. Дважды в неделю сотни американских бомбардировщиков «Летающая крепость» из состава 8-й и 15-й воздушных армий в сопровождении истребителей прикрытия, поднявшись с баз в Италии и Англии, бомбили цели в Германии и на территории ее союзников. Далее они пересекали на востоке линию фронта и приземлялись в советском тылу. Три аэродрома составляли Полтавский авиаузел – АБОН (авиабаза особого назначения) № 169.

25-13-12.jpg
Владимир Гоник. Оркестр. М.: Русский путь, 2016. – 504 с.

После отдыха экипажей, заправки горючим и боекомплектом воздушная армада отправлялась на свои базы, по дороге снова бомбила Германию и ее союзников. В отличие от операции на Ла-Манше операцию «Фрэнтик» историки и пресса упоминали редко и мало. И уж казалось бы, какая связь между челночными полетами американских бомбардировщиков в годы Второй мировой войны и трагедией над Охотским морем спустя 40 лет? По жизненной логике и здравому смыслу – никакой. Между тем связь существовала. Выявить ее, распутать скрытые переплетения человеческих судеб, отыскать тайные пружины важных исторических событий и взялся Владимир Гоник. Многоплановый эпический роман звучит на разные голоса, как орган и большой хор.

Много времени автор провел в архивах, встречался с очевидцами, искал и находил информацию в разных концах планеты, чтобы достичь точности и достоверности. И если он пишет, что столик в ресторане Сан-Франциско стоял за колонной, облицованной зеркалом, заварной чайничек подали в стеганом цветастом тулупчике, а тумблер на приборном щитке в кабине пилота находился слева под индикатором, то так оно и есть – отправляйтесь, если угодно, проверьте. То же можно сказать о топографии улиц по всему свету, венецианских мостов и каналов, портов, аэродромов, тундры и сибирской тайги, океанского побережья… Вот и знаменитый кинофестиваль на острове Лидо в Венеции подробно выписан, понятно, что автор бывал, участвовал.

В романе излагается противостояние в небе на протяжении десятилетий советской и американской военной авиации – на границах, в Корее, Германии, Вьетнаме и на севере, за полярным кругом. Автор изображает расстановку сил на мировой арене в годы войны и в мирное время, описывает конкретных политиков и военных, он хорошо знает оружие, боевую технику, детали амуниции и снаряжения, для него нет секретов в действиях пилотов, радарных станций, диспетчеров наведения, штабов, командиров, генералов и маршалов. Читатель даже совершает экскурс на дачу Сталина в Кунцеве и в молодость вождя, когда Иосифа Джугашвили еще называли Сосо, а после перенесенной в шесть лет оспы дали кличку Чопур, что по-грузински означает «рябой». События в романе относятся к трем временным периодам. 1944 год, когда до конца войны оставалось меньше года. Осень 1983 года, ознаменованная трагической гибелью корейского самолета, когда президент США Рональд Рейган объявил Советский Союз «империей зла». И первые годы после распада СССР, рухнувшего в одночасье под неимоверной тяжестью имперских амбиций.

Лето 44-го года выдалось на редкость погожим. Густой аромат цветущих лугов и рощ, пьянящий запах разнотравья, знойная истома, жаркие дни, теплые ночи. И тысячи молодых женщин и мужчин, по воле случая оказавшихся в одно время в одном месте. Как ни старались политотделы, как ни напрягалась военная контрразведка Смерш, как ни усердствовало наружное наблюдение, удержать личный состав в узде не удалось. Любовь обрушилась на военную переводчицу, младшего лейтенанта Ольгу Шилину и второго пилота «Летающей крепости» Стивена Крайтона как гром среди ясного неба, он и она потеряли голову.

Что касается 83-го года, рассказ ведется от имени военного врача из секретного подразделения Х, военно-медицинского научно-исследовательского центра Министерства обороны. В одной из командировок советский офицер, чья работа и жизнь наглухо засекречены, встречает свою любовь. И вот вопрос: как любовь к американке сочетается с военной тайной и воинской присягой?

История любви американского второго пилота и военной переводчицы из армейского политотдела во время войны и история любви военного врача из секретного подразделения и американки спустя 40 лет соотносятся между собой, как сообщающиеся сосуды. Роман выявляет странную зависимость и необъяснимую закономерность: судьба родителей предопределяет судьбу детей, судьба детей повторяет судьбу родителей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
547
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
711
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
859
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
535

Другие новости