Провинция не меняется. Фото Екатерины Богдавной
Весьма объемистый – в 700 с лишним страниц – роман «Неформат» принадлежит перу двух авторов – журналистки Марины Брагиной и востоковеда-китаиста Игоря Самбора.
Это произведение имеет, несомненно, по многим параметрам эпический характер, так как в нем показана поздняя советская эпоха со всеми ее реалиями, процессами, происходившими тогда, жизнь людей, принадлежавших к элите той эпохи, а затем перестроечное время со всеми его гримасами, уродствами, трагическими событиями, начисто перевернувшими человеческие жизни, несбывшимися в итоге надеждами. Это произведение может рассматриваться одновременно и как историческое, и как остро современное, потому что судьбы людей показаны здесь именно на этом историческом фоне жизни нашей страны и неотделимы от нее.
В этой книге недавнее, но уже ставшее историей прошлое, как отмечено в предисловии, «есть только былинное прошлое, горько-полынное и сладкое, с которого мы (авторы. – А.Р.) постарались сдернуть пелену врак и макияжа». Герои книги выглядят живыми и убедительными, не картонными, а главное, типичными для своего времени. Авторы изобразили поколение, возраставшее в 70-е годы прошлого века, входившие тогда в жизнь, тогдашнюю привилегированную прослойку, молодежь, учившуюся в МГИМО – самом престижном и перспективном для карьерного роста вузе, то самое поколение, которое теперь, в современных условиях, стало высшей государственной номенклатурой и бюрократией, сугубо современного, так сказать, разлива. Им теперь всем за шестьдесят, и многие из них находятся у кормила власти.
Марина Брагина, Игорь Самбор. Неформат.
– М.: Литературная учеба, 2017. – 728 с. |
Наряду с молодежью того времени в романе показана и тогдашняя элита в лице родителей главных героев – Ляли и Кота (Алексея Котина) – Георгия Ивановича (Жоры) и Андрея Теодоровича, которым были доступны и заграничные поездки, деятельность на международном уровне и т.д., хотя и под неусыпным присмотром всевидящего ока КГБ.
Однако наиболее колоритным и художественно убедительным образом, как нам представляется, в этой книге стал образ бабушки главного героя – Клавдии Романовны, по домашнему прозванию Клары Цеткин, обитательницы старой московской квартиры на Молчановке, в знаменитом доме со львами, очень узнаваемом, как и многие другие московские реалии, – сильной, мужественной, иногда отчаянно грубой женщины, прошедшей войну в качестве фронтового хирурга и затем долгие годы и десятилетия бывшей известным акушером-гинекологом, принимавшим роды у «половины Москвы». Эта фигура заставляет вспомнить аналогичную героиню, фронтового врача из знаменитой трилогии Германа «Дорогой мой человек», и нам этот образ видится наиболее удачным в книге.
Хотя здесь собраны и показаны судьбы представителей всех поколений, сформировавшихся в советское время, главное место в этом романе, как было уже сказано, принадлежит молодежи, чья юность и ранняя молодость пришлись на далекие уже 70-е годы. Отсюда и тема так называемой сексуальной революции, проявившаяся не только в предельно откровенном обнаженном показе эротических сцен, когда, собственно говоря, все вещи называются своими именами – в данном случае авторы все же отдают известную дань некоторым очень распространенным теперь приемам современной прозы. Но вместе с тем здесь изображены настоящие, глубокие чувства героев, которые порой ставят их на грань жизни и смерти. И именно это в первую очередь, с нашей точки зрения, оправдывает довольно натуралистические любовные сцены и не дает им скатиться в порнографию, хотя, впрочем, в современной литературе показ полового акта со всеми подробностями, кажется, вовсе и не считается порнографией – или мы ошибаемся?
Отметим и еще один существенный для содержания этого произведения момент – в проблематике «Неформата» безусловно большое место занимает тема провинции и тех людей, которых она поставляет столице. В данном случае это вначале студент МАИ, а затем, в конце, известный авиаконструктор международного класса Вадим Савченко, с которым у главной героини был первый и неудачно окончившийся роман, имевший отчасти характер любовного треугольника, но именно с ним-то она, потерявшая почти все, встречается на последних страницах.
Молодой человек, приехавший в Москву из донбасского шахтерского городка Изотовка, который становится в данном контексте символом провинции вообще, советской, конечно, провинции, уверенно и органично вписывается в непростую и каверзную столичную среду. Он вовсе не из тех, кто «локтями расталкивает» себе дорогу и карьеру. Это глубоко положительный герой, сумевший правильно выстроить свою жизнь, никого при этом не ущемляя, – и в этом смысле он противопоставлен такому персонажу, как Кот – развинченному и подверженному всевозможным дурным влияниям и порокам, в том числе и главным образом самому распространенному российскому пороку – алкоголизму, который и губит его в конечном счете.
Итак, заключая, мы можем прийти к выводу, что роман Брагиной и Самбора – незаурядное и потому заметное явление современной прозы. И даже в условиях нашего «нечитабельного» времени он, безусловно, должен найти своего благодарного и заинтересованного читателя.