У некоторых замечательных современных писателей есть как поклонники, так и фанаты. Да-да, ярые фаны встречаются не только на трибунах стадионов и возле сцен концертных площадок, но и в литературном мире! Если поклонники просто радуются выходу новых книг любимого автора, стараются попасть на презентации и встречи с ним, чтобы задать интересующий вопрос, взять автограф и поблагодарить за творчество, то в поведении писательских фанатов нередко наблюдаются достаточно агрессивные черты.
Фанаты писателя чуть ли не обожествляют своего кумира, для них он не просто талантливый литератор, а настоящий гений. Гений высказал оригинальную идею – надо подивиться его глубокой мудрости и сделать репост. Гений выложил красивую картинку на своей странице в социальной сети – надо поставить лайк и в комментариях высказать свое восхищение. Гений сообщил, что вышла великолепная рецензия на его книгу, – надо поскорее одобрить и сказать, что эта книга заслуживает сотен, тысяч, миллионов хороших рецензий.
Однако абсолютно идеальных книг и стопроцентно идеальных рецензий не бывает. Критик провел беспристрастный анализ и не похвалил гения – вот уже критика изо всех сил пинают обозлившиеся фанаты. «Опять этот критик ничего не понял! Стоило ли вообще рецензию писать?!» «Не рецензия, а мерзкое чтиво!» «Это не критик, это кретин. Это не рецензия, а плохо завуалированное, почти бытовое хамство. Бесталанное на редкость к тому же». Между прочим, вполне реальные отзывы. Писатель, правда, может деликатно уточнить: мол, не слишком ли вы грубо с ним? Фанаты в ответ только подливают масла в огонь: так олуху и надо, будет знать, как анализировать творчество нашего гения – гения надо славить, а не указывать на его недостатки. Понятное дело, что в комментариях фанатов нет ни единого аргумента – сплошные эмоции.
Критика критиков за то, что не похвалил, за то, что увидел минусы, вообще становится привычным явлением. Значительное число литераторов считает, что любая рецензия должна быть благожелательной: критик имеет право писать о книге только в том случае, если оценивает ее на «отлично». Если же критик нашел какие-либо недостатки, не так понял и позволил себе высказать мнение – все, смертельная обида. Ату его, фанаты, ату! Фас!
Вот только фанаты не понимают, что, по сути, оказывают своему любимому гению медвежью услугу. Аргументированная критика – одно дело, оскорбления – совсем другое. В следующий раз критик, узнав о выходе в свет очередной книги талантливого писателя, крепко задумается: может, ну его, а то найду червоточинку – меня же потом и заклюют, уж лучше выберу для рецензии что-нибудь иное. А гений, когда-то не притормозивший своих верных воздыхателей, будет удивляться: вроде хорошую книгу написал, а рецензенты почему-то не обращают внимания – одни фанаты вокруг…