0
4991
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.05.2017 00:01:00

Нищета, безбрачие, одиночество

Тэги: швейцария, россия, проза, революция, вильгельм телль, каллиграфия


17-14-11.jpg
Михаил Шишкин. Пальто
с хлястиком.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. – 318 с.
Читатели познакомились с Михаилом Шишкиным почти 25 лет назад: в 1993-м он дебютировал с новеллой «Урок каллиграфии». С тех пор случилось многое: переезд писателя в Цюрих, выход новых романов, присуждение  премий, скандалы, дипломные работы и монографии, посвященные особенностям его творчества… Почти за четверть века у Шишкина накопился ряд рассказов и эссе, которые составили книгу «Пальто с хлястиком».

Заглавная новелла – посвящение матери. Ирина Георгиевна Шишкина работала парторгом, позже – директором московской школы № 59, то есть была частью нелюбимой автором с юности советской системы, по его мнению, насквозь пропитанной ложью: под жизнь приходилось подстраиваться, «говорить одно, а думать и делать другое». Сын сумеет понять маму достаточно поздно, за что и будет корить себя. В тематически близком рассказе «Кастрюля и звездопад» подобные чувства у прозаика вызовет образ отца: тоже ведь когда-то не понимал старика, теперь же сам  отец, и старший сын совсем взрослый… Семейные 

фотографии сгорели, личные воспоминания остались. Они и послужили кирпичами для строительства двух новелл, а в качестве цементного раствора выступили авторские оценки эпохи, сожравшей молодость и зрелость родителей. На воспоминаниях и мыслях об отцах и детях также основан рассказ «Клякса Набокова». «Ничего не надо выдумывать», достаточно вернуться в 90-е, когда ради возможности выручить хоть какие-то деньги в чужой стране писателю приходилось хвататься за любую подработку и всячески потакать неприятным 

людям. Новелла наполнена рассуждениями автора о несправедливости мироустройства: одни получают все, другие – ничего, одни становятся хозяевами, другие – лакеями.

Счастливые граждане лучше, чем красивые памятники.	Кадр из мультфильма 	«Заколдованный мальчик» (1955)
Счастливые граждане лучше, чем красивые памятники. Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» (1955)

Во многих эссе Шишкин противопоставляет Россию и Швейцарию. В Москве он родился и вырос, в Цюрихе живет больше двух десятилетий. «Швейцария – провинция. Трижды провинция трех великих культур». Писатель получает удовольствие от исследования лежащих не на поверхности явлений этих культур. В эссе «Вальзер и Томцак» автор представляет непростую судьбу швейцарского прозаика и поэта Роберта Отто Вальзера. Шишкин говорит о писательской трагедии: «широкого» читателя и массового признания при жизни у Вальзера не было, но не писать он не мог, сознательно положив все на алтарь литературы, выбрав нищету, безбрачие и одиночество.

Другая биография в повести «Кампанила Святого Марка», ее герои – швейцарский социалист Фриц Брупбахер и русская студентка Лидия Кочеткова. В эссе «Родина ждет вас!» на смену значительным историческим фигурам приходят маленькие люди, русские швейцарцы – советские солдаты, во время Второй мировой попавшие в фашистский плен и сумевшие сбежать, чтобы обрести приют в стране Альп. Для кого-то приют оказался временным – после окончания войны некоторые вернулись домой, а кто-то стал невозвращенцем. О языке Шишкин размышляет в эссе «В лодке, нацарапанной на стене» и «Спасенный язык». Каково русскому писателю, в чьем нынешнем окружении по-русски никто не говорит? Оказывается, языковые чувства обостряются: «Чтобы построить свой русский литературный ковчег, нужно стать отшельником. Уйти». Прямые столкновения России и Швейцарии находим в эссе «Вильгельм Телль как зеркало русских революций». В «опыте сравнительной монументологии» сопоставляются памятники России и Швейцарии. Шишкин доказывает теорию инженера Эшера фон дер Линта: «Нам отраднее видеть счастливых граждан и богатых подданных на площадях, нежели красивые памятники». Идеи Михаила Шишкина можно поддержать, можно поспорить с автором, но одно неизменно – его стиль, как всегда, великолепен.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
441
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
448
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
368
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
237

Другие новости