«Иностранная литература», № 2, 2017.
Наверное, стоит сразу отметить, что в сегодняшней борьбе за читателя отечественные журналы взяли на вооружение «альманашный» принцип. Весьма часто журнал уже не собрание пестрых глав, разнородных материалов, а чуть ли не сборник, подчиненный одной сверхидее. Вот и второй номер «Иностранной литературы» за этот год целиком посвящен замечательному английскому писателю Энтони Бёрджесу, которому недавно исполнилось 100 лет. В России его знают и помнят в основном как автора романа «Заводной апельсин», ставшего, помимо всего, основой нашумевшего фильма Стэнли Кубрика.
Составитель этого номера, набоковед и знаток англоязычной литературы, намеренно отошел от скандального шедевра и постарался полнее представить те аспекты творчества Бёрджеса, которые до сих пор незаслуженно были в тени opus magnum. Бёрджес работал, что называется, не покладая рук, ежедневно выдавая на-гора в течение 30 лет по 2000 слов. Поэтому к концу жизни он оказался автором 30 романов, двухтомной автобиографии, сборника малой прозы, десятка литературоведческих книг (в том числе монографий о Шекспире, Джойсе, Лоуренсе и Хемингуэе), нескольких сборников эссе, критических статей и рецензий, сценариев, оперных либретто, стихов. А еще отметим музыкальные произведения: симфонии, джазовые пьесы, концерты для разных музыкальных инструментов, мюзиклы.
Первые 250 страниц журнала дают репрезентативную выборку из этого литературного богатства. А потом следует избранная бёрджессиана: эссе и рецензии Грэнвилла Хикса, Питера Акройда, Мартина Эмиса, Пола Теру, Анатоля Бруайара и Гора Видала.
Литературная мозаика даже одного номера «ИЛ» столь изыскана и разнообразна, что рассмотреть ее и насладиться чтением, дай бог, хватило бы предполагаемого месяца.