0
1485
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.03.2017 00:01:00

Рождение Мастера

Тэги: португалия, нобелевский лауреат, история, любовь, корректор


9-15-13.jpg
Жозе Сарамаго.
История осады
Лиссабона / Пер.
А.С. Богдановского.
 – Азбука-Аттикус,
2016. – 352 с.
(Азбука Premium)

Седьмой роман в карьере нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «История осады Лиссабона», написанный в 1989 году, – одно из тех произведений, которые дошли до российских читателей поздно. Но лучше поздно, чем никогда. Голос португальского автора звучит устами признанного мастера и постоянного переводчика Сарамаго – Александра Богдановского.

«Опытный корректор Раймундо Силва, поддавшись при вычитке внезапному порыву, намеренно добавляет частицу «не» в исторический роман об осаде Лиссабона в XII веке, меняя этим не только ход истории, но и собственную жизнь». Посмотрев в эту нехитрую аннотацию, читатель вообразит погружение в мир альтернативной реальности, но вместо этого его ждет пронзительная, многоуровневая история о перерождении и любви. Жозе Сарамаго верен своей манере письма. Незримая ткань магического реализма вплетается в поток сознания главного героя. Как наяву, Раймундо Силва переносится из своего маленького мира – дом, издательство, дорога туда и обратно – к событиям восьмивековой давности. Теперь они развиваются по придуманным Раймундо Сильвой законам, у него в голове. Жозе Сарамаго со скрупулезной точностью описывает все подробности придумывания и воплощения художественного произведения: от нечаянной, но глубоко зароненной мысли до последней строчки в черновике. Так, на первом уровне восприятия «История осады Лиссабона» – это история о том, как намеренная ошибка становится феноменом рождения автора. Жозе Сарамаго нашел слова для описания вдохновения – рождения из отдельных слов чего-то цельного и живого, составил карту внутреннего мира писателя.

«Светила полная луна – такая, от которой весь мир делается призрачным, и все, что ни есть под ней – и живое, и неодушевленное, – лепечет таинственные откровения, причем каждый свое, и одно никак не сходится с другим, отчего мы и не в силах понять их и обуреваемы тоскою, как бывает, когда чудится, что вот-вот поймаем и поймем, да все никак не получается».

Нарратив сложноподчиненных предложений, диалоги, не отделенные знаками и не вынесенные из плотного текста: в длинное, тягучее повествование нужно встроиться, погрузиться в него, как в водоворот. Этот прием поддерживает следующий пласт романа – тему принятия ответственности за слова. Для Раймундо Силвы это серьезное испытание. Вся жизнь героя связана со словами, они – его хлеб, но он занимается лишь пристальным их изучением, оставляя право на распоряжения другим, противится предназначению. Лишь с приходом в его жизнь истинного чувства романтик-корректор принимает и собственную работу, и жизнь, заигравшую на склоне лет новыми красками. Раймундо Силва по-новому смотрит на давно знакомые улицы, у исторического романа появляется сначала герой, а затем и его возлюбленная, как раз когда он сам осознает, что влюблен.

9-15-2.jpg
Любовь и осада чем-то похожи...
Джованни Лоренцо Бернини.
Похищение Прозерпины (деталь).
1621–1622. Галерея Боргезе, Рим

«Любовь – это когда нет больше стен, любовь – это снятие осады». Любовная линия тесно переплетается с еще одним уровнем прочтения романа – историей завоевания Лиссабона в ходе Реконкисты XII века. Псевдоисторическая хроника, в ходе которой новорожденное государство Португалия осаждает город без помощи крестоносцев. В этом романе Жозе Сарамаго поднимает вопрос о национальной идентичности Португалии и ее отношении с европейской цивилизацией. В своем предыдущем произведении «Каменный плот» он уже затрагивал эту тему, но в «Истории осады Лиссабона» за основу взято не выдуманное событие, а конкретный исторический контекст, в котором и развивается фантасмагория.

Приемы магического реализма, перенесение событий из современности в прошлое, явление музы писателя… «История осады Лиссабона» напомнит российскому читателю роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, но лишено характерной трагедийной окраски. Герою позволено исследовать внешний мир и мир своих мыслей и чувств.

Жозе Сарамаго всегда незримо присутствует в романе, время от времени вставляя слово постороннего наблюдателя. Этот художественный прием использует и Раймундо Силва по отношению к собственным героям. Так что круг повествования замыкается: Раймундо Силва подглядывает за своими героями так же, как за ним самим подглядывает Жозе Сарамаго. И, в свою очередь, читатель завершает этот логический круговорот.

Роман «История осады Лиссабона» вобрал в себя всю многослойность повествования и высокий стиль, но сконцентрирован на одной простой человеческой жизни и судьбе. Автор утверждает, что «есть люди, которых сильнее влечет сомнительное, чем несомненное, и след вещи – больше ее самой, и чей-то след на песке – больше, чем оставивший его зверь, такие вот они мечтатели». Вероятно, таким мечтателем был и сам Жозе Сарамаго, и читатели у него такие же.

Существует множество художественных трудов, посвященных писательству как явлению. Португальский автор и нобелевский лауреат выделяется на этом фоне своим уникальным даром проникнуть и интерпретировать в первую очередь собственные мысли о писательстве, о том, что «правка – это работа, которая не иссякнет в мире никогда». И сам роман, не подчиняясь законам времени, спустя годы после его написания переходит в категорию тех произведений, которые своей актуальностью и пронзительной честностью становятся вневременной, вечной литературой. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3557
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2620
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2129

Другие новости