Владимир Степанов.
Весна в объятиях Маргариты. Рассказы лет ушедших. – М.: Голос-Пресс, 2016, – 414 с. |
Книги, заполнившие стол, стулья и немалую часть пола, долгое время понапрасну требовали внимания. Пока я не выбрался на дачу, на которой удачно закончился Интернет.
Там-то и дошли у меня руки до новой книги Владимира Степанова, давнего моего знакомца. Поэта, журналиста, прозаика. Автора полутора десятка книг. Лауреата многих литературных премий. И жизнь у него, как в завершающем рассказе этой книги, выдалась состоявшейся, не хуже, чем у других.
В предисловии тверской писатель Михаил Петров подчеркнул характерную для Степанова-прозаика тоску по заветному, поиск в незнаемом и несбыточном: «Проза Степанова утверждает то, что исповедует сам автор, она освещает читателя любовью, бескорыстием и самоотверженностью. Секрет искренности его прозы в искренности самого автора. Владимир Степанов хорошо знает «глубину» родных мест. Детство и юность писатель провел в деревне, сейчас это поселок Спирово Тверской области. И, уже став москвичом, сотрудником столичных изданий, он не отдалился от Малой родины, регулярно и часто бывал в «наследственной вотчине», а выйдя на пенсию, практически переселился в родительский дом».
В книге два раздела. Первый «Божановы были. Охотничьи рассказы» – это тематически подобранные миниатюры, эдакие бусинки, проникнутые чувством природы, радующие самостоятельностью сюжетов, явно и честно списанных с натуры, и написанные чистым русским языком. Второй раздел, названный, как и вся книга, – рассказы из жизни простых людей, иногда москвичей, а чаще сельских жителей. Пересказывать их – напрасный труд, ибо лучше автора не изложишь. Но так и живет до сих пор глубинная Россия, и по таким «озерным» книгам потомки Аши смогут хоть как-то представить жизнь своих предков. Без труб и барабанов. Без напыщенных газет. Не хуже, чем у других.