0
5112
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.02.2017 00:01:00

Высокий язык травмы

Тэги: травма, эмпатия, насилие, психология, агрессия, реклама, страдание, саспенс


травма, эмпатия, насилие, психология, агрессия, реклама, страдание, саспенс Фактическое время отсутствует, чтобы сосредоточиться на эмоциях. Эдвард Мунк. Расставание. 1896. Музей Мунка, Осло

В России успех романа Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь» – это успех не «благодаря», а «вопреки». Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, люди книгу все равно прочли, и… все равно разделились на два лагеря. В одном стане оказались воинствующие скептики, поносящие автора за наматывание нервов читателя на кулак. Другой полк составили ярые адепты и фанаты «Маленькой жизни», чьи аргументы в защиту романа измеряются количеством пролитых над ним слез. Дискурс в критике, даже профессиональной, тоже не избежал этого разделения: в лучшем случае обсуждают приемы написания и техники манипулирования, но в итоге обсуждение сводится даже не к интерпретации чувственных смыслов, а к тому – хорошо это или плохо.

Когда книга вызывает такие полярные мнения, это уже показатель того, насколько она попала в точку. Но волнует сам формат дискурса, сложившийся вокруг нее. И скептики, и фанаты почему-то отказывают «Маленькой жизни» в праве быть тем, чем она является. Не великим романом, не эмоциональными американскими горками, а просто хорошо рассказанной историей. Роман интересен с точки зрения его построения и художественного наполнения, и, на мой взгляд, Ханья Янагихара с обеими задачами справилась.

«Маленькая жизнь» – история четырех друзей, в центре которой жизнь одного из них, Джуда. Вокруг него, как по орбите, вращаются жизни друзей по колледжу Малкольма, Виллема, Джей Би и множества других людей, которые в большинстве своем пытаются помочь Джуду преодолеть страшную травму детства, о которой он не хочет и не может говорить. Роман взросления, роман преодоления, роман о великой дружбе. И сказка, как признается в одном из интервью сама автор. Идеи романа незамысловаты, истины просты: ценность дружбы и любви как награда за страдания, невозможность полного избавления от травм и ошибок прошлого. Но Ханье Янагихаре потребовалось почти 800 страниц, чтобы описать это другими словами, и при этом она не потеряла внутренний вектор, на который нанизываются смыслы.

Весь роман построен так – и автор это подчеркивает, – чтобы читатель не отвлекался от эмоциональных состояний героев. Отсутствует фактическое время действия, меняется нарратор. И если первое не слишком заметно во время чтения, то сам процесс рассказывания истории иногда сбивает с толку. В главах, где речь идет о Джуде, рассказчик специально отстраняется от него (не упоминается даже имя, только «он»), но при этом очень достоверно и подробно описывается внутреннее состояние Джуда. Большая часть негативных отзывов о романе связаны именно с такой подачей. Критикам то слишком много подробностей насилия, то описания слишком «в лоб», настолько, что не вызвать эмпатию невозможно.

Получается, что писать о внутренних переживаниях так просто, так подробно и так исчерпывающе, как это делает Ханья Янагихара, по какой-то причине нельзя. При этом автор, хотя и не создала ничего принципиально нового, но, детализируя проживание Джудом психофизической травмы, перевела язык этой травмы в более высокую сферу. Подробности восприятия Джудом отношения к нему других людей, собственные рассуждения и наблюдения, становятся катализатором эмоций. Брешь между тем, кем Джуд является, и тем, кем он себя воспринимает, не может не возмущать. Необязательно быть жертвой сексуального насилия, как главный герой, чтобы узнать чувство вины, которое он испытывает, или чувство беспомощности, которое вызывает Джуд у Виллема. Как правило, когда читатель узнаёт себя в персонаже книги, это является признаком хорошей и достоверной литературы. Непонятно, за что Ханью Янагихару в таком случае ругать.

Еще один прием, который Янагихара активно использует, – усиливание саспенса посредством утаивания информации. Несмотря на то что читатель уже знает, что произошло с Джудом, подробности его истории выступают из тьмы постепенно, они тщательно дозированы. Возвращение к непережитой трагедии – снова узнаваемая ситуация. Эмпатия рождается не из-за описания подробностей насилия, которых как раз нет, а в том, что остается скрытым от глаз читателя.

книга
Ханья Янагихара.
Маленькая жизнь./
Пер. с англ. В. Сонькина,
А.Завозовой, А. Борисенко
– М.: АСТ: Corpus, 2016.
– 688 с.

Хорошая книга напоминает сложное здание-лабиринт, из которого читатель выходит обновленным. Чтобы его выстроить, писатель продумывает все – от фундамента до чердака, от поворота до маленькой незаметной ступеньки. При этом читателю совершенно необязательно (зачастую и нежелательно) видеть эти сложные планы и переплетения, как жильцу необязательно видеть фундамент дома, чтобы знать, на чем он держится. Некоторая искусственность «Маленькой жизни» состоит в том, что Ханья Янагихара много думала собственно о читателе и его чувствах, и от этого «план здания» романа словно вывешен на обложке. Но при этом одновременно невозможно не почувствовать, что автор сама искренне любит своих персонажей и увлечена своей историей – с «холодным носом» такое написать невозможно.

Парадокс «Маленькой жизни» состоит в том, что книга вышла за рамки собственного пространства: история буквально шагнула к читателям со страниц. Нечасто встречается произведение, применительно к которому рецензенты и читатели приводят примеры из собственной жизни, переживания травматичного опыта и – посредством книги – пытаются его интерпретировать. Со сложившейся у нас системой поляризации общества, где можно быть либо «за», либо «против», сама по себе возможность дискурса на сложную и проблемную книгу должна поддерживаться. Неизвестно сколько еще будут говорить о «Маленькой жизни», спорить и делиться на недовольных и защитников, но диалог уже состоялся, а значит, история состоялась, книга живет.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1620
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2614
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2124

Другие новости