Спасти медвежонка Мосю.
Иллюстрация из книги |
Юрий Кузнецов пишет для детей уже давно. Однако книги его никак не вписываются в общий поток современной русской детской литературы. Есть у его поэтики одна, но формообразующая особенность. Как бы писатель ни стремился приблизиться к ребенку, к его мироощущению – дистанция какая-то остается. Детский писатель остается педагогом, детским психологом, но сам ребенком не становится. А вот Кузнецов пишет свои книги так, как написали бы для своих сверстников сами дети. Есть в них и наивность, и искренность, и полное пренебрежение ко все литературным рамкам – стилям, жанрам, направлениям. В этих произведениях форма литературной сказки соседствует с традициями фэнтези и приемами научной фантастики. Лишь бы было интересно, лишь бы было увлекательно…
И начал свои литературные опыты Кузнецов так же, как начинают дети. Очень хочется придумать продолжение полюбившегося произведения. Да-да… Первый успех автору принесла повесть «Изумрудный дождь», представлявшая собой продолжение «Волшебника Изумрудного города» и других пяти книг Александра Волкова. Как известно, они, в свою очередь, были вольным пересказом произведений Лаймена Фрэнка Браума, который по завещанию разрешил писателям всех стран пересказывать его книги и писать к ним продолжения.
Дальше – больше. Оттолкнувшись от признанной классики детской литературы, Кузнецов создал еще много волшебных миров, уже своих собственных, авторских. Мало того, он связал все эти миры в единую систему, объединил циклом «Лабиринты Волшебного мира». Кроме нашей планеты Земля в эту систему взаимосвязанных миров входит планета параллельного нам мира Римерия, планета антимира Ирэна и планета совсем уже необычного «встречного мира» Биармия – мир, населенный разумными динозаврами. Между этими мирами существуют своеобразные порталы или врата – собственно лабиринты. Это и помогает персонажам фантастических сказок Юрия Кузнецова путешествовать друг к друг в гости. Они проникают из одного мира в другой, переносятся из одного времени в другое, бесплотные духи вселяются в тела живых существ. На одной только Земле действие происходит в разных эпохах – по большей части вымышленных, порожденных буйной, словно детской фантазией.
Юрий Кузнецов.
Дух по имени МосКва. – Новокузнецк: Союз писателей, 2016. – 284 с. (Библиотека современной прозы) |
В новой книге автор обращается к истории планеты драконов-динозавров Биармии. Когда-то на ней жили биармы, но, вытесненные новыми обитателями, они «эмигрировали» на древнюю Землю и вселились в тела медведей… Но они не пришлись по вкусу летучим обезьянам (тем самым из Волкова, но в мире Кузнецова они тоже пришельцы с другой планеты, захватившие Землю). Спасению потомков этих биармов-медведей и посвящена книга. И решающую роль тут играет этот самый «дух по имени МосКва».
По-детски придуманы многие имена персонажей: неандертальца зовут Дер Тал, маленького человечка, стучащего в пещере, – Кнокером. Пещерные медведи в соответствии с названием живут в пещерах. Хотя известно, что название свое они, как и пещерные львы, получили из-за того, что в пещерах были найдены их изображения… Но это тоже так по-детски!
По-детски автор и шутит. Но уже как умный, начитанный ребенок.
«– Чего стоим, кого ждем? – нетерпеливо перебирал лапами медвежонок.
– Мося, торопись медленней! – успокаивал его Брауни. – Поспешишь – людей насмешишь…
– Где ты тут видишь людей? – шутливо поинтересовался МосКва. – Куда ни кинь взгляд, одни духи. Прямо какой-то духовой оркестр. Только марша «Прощание славянки» не хватает…
– Что за марш? – заинтересовался меломан Уайт. – Я вроде бы всю приграничную музыку знаю до последней нотки…
– А это не местная кантри, – усмехнулся МосКва. – Мне ее один знакомец из будущего Земли напел. Сказал, что эту музыку в будущем всегда при отправлении куда-либо будут играть…»
Впрочем, есть шутки, которые адресованы взрослым: «Спасибо не булькает! – отозвался дух озера». Но адресованы они тоже с детской простотой: раз булькает – значит дух озера.
Так что будьте как дети, пишите как дети.