Вот так и «ЛиФФт» летит,
как эта бабочка, – куда хочет, свободно. Видеома Константина Кедрова |
Сразу несколько «ЛиФФтов» запустило в небо издательство ДООС во главе с неугомонной Маргаритой Стрекоз(Аль). 200-страничные выпуски альманаха «ЛиФФт» – итог литературного Фестиваля фестивалей, прошедшего этим летом в Алуште, Республика Крым. Южное тепло, как в широкомасштабном гимне, пролегло от Москвы до самых до окраин, отогрев не только столицу, но и множество регионов России. Так, города-герои Тула, Калуга, Рязань, Смоленск, Калининград, республики Дагестан, Калмыкия, Якутия и другие пожелали выпускать собственный журнал «ЛиФФт».
Москва в этом году запустила три литературных шаттла, которые правильнее сравнить с МКС, а с ними стремительно стыкуются пилотно-ракетные номера регионов. Смейтесь сколько хотите – мы и впрямь Великая Литературная Держава, и 200 страниц оказалось маловато. Авторов так много, что под список нужно будет заказывать целую энциклопедию! Среди них как остепененные доктора и профессора: Константин Кедров, Александр Городницкий, Сергей Бирюков, Юрий Ордицкий, Елена Зейферт, Александр Бубнов, так и менее титулованные.
Журнал «ЛиФФт» не похож на остальные толстые журналы. Такой степени свободы корпоративные толстяки пока не знают – все они либо отмундирены советской эпохой, либо отгламурены иными «артистами». Здесь же совсем другое дело: во всем игра ума и звука, предельная свобода без табуированной лексики и прочих шалостей 90-х.
«ЛиФФт» круто заложил курс на традиционность в новизне. Вспомним манифесты футуристов и будетлян, опубликованные еще в 1913-м. Так что позвольте Кедрову, Бирюкову (Тамбов–Хале), Николаю Еремину (Красноярск), Кацюбе и Бубнову (Курск), Геннадию Юшко (Калининград), Татьяне Зоммер и недавно ушедшему Вилли Мельникову не выглядеть такими уж шалунами и маргиналами – моностих, верлибр, белый стих уже давно угнездились в русской поэтике. В то же время стихосложение, разработанное помором Ломоносовым и астраханским выпускником Сорбонны Тредиаковским, остается доминирующем и в изданиях «ЛиФФт». Призыв Маргариты Аль: «Ищи, еще ищи!» – остается для большинства руководством к действию. Если бы у поэзии были уровни, как у мелеющих, но полноводных Волги, Ангары, Лены и Енисея – можно сказать, что порог участников проекта «ЛиФФт» глубок и неиссякаем. Как кристально чисто бьет ключ поэзии Валерия Мутина из села Пречистого Ярославской области, как многояростен слог москвичей Дмитрия Свистунова (Клюева) и Алексея Кольчугина, как романтично-размашисто декларирует свои женские права матерая рокерша Ира Бортничук и многие, многие авторы, смело высказывающиеся перед выходом за пределы притяжения земли...
У хорошей поэзии нет никаких уровней. Для «ЛиФФта» все одинаково важны, будь то пятый или двадцатый. «ЛиФФтов», застрявших между делом, не бывает – все поднимаются вверх. Сама идея «ЛиФФта» – это великолепный веселый литературный издательский перформанс, ожививший суровую, серую информационно-законодательную жизнь страны. Пока вершители судеб писательской среды рыщут по Москве в поисках пасты гоя, дабы натереть свои позеленевшие от частых фуршетов и банкетов забронзовевшие тела, осиротевшие союзы писателей в центре и на местах взбодрились, а некоторые даже поддержали «ЛиФФт» своим творческим участием. Это Союз писателей Республики Крым во главе с Валерием Басыровым – не только поэтом, но переводчиком и толкователем Корана. Это и Союз российских писателей со Светланой Василенко во главе, и Интернациональный союз писателей, возглавляемый задиристым Александром Гриценко. А также множество активно работающих литплощадок Москвы и ее окрестностей под руководством талантливых, сильных вожаков – в области современной культуры и литературы, в частности.
Взорвавший, словно тротиловая шашка, застой на пути свежих потоков «ЛиФФт» оказался не просто востребованным, а очень востребованным многоголосой армией литераторов. Существующие литературные журналы во все времена никогда не были готовы к столь массовому наплыву авторов – как хорошо известных и почитаемых, так и тех, чей голос зазвучал впервые. За бодрым московским чаепитием в Большом Гнездниковском доктор философских наук, поэт Константин Кедров отметил: «Держу в руках три всероссийских «ЛиФФта», перебираю, пахнущие типографской краской региональные «ЛиФФтята», и почему-то мне очень весело. Менее года назад проект казался сплошной фантастикой, а вот, глядишь ты – все получилось. Россия воистину непредсказуема. Особенно когда речь идет о литературе. Похоже, что рухнула китайская стена между Россией пишущей и Россией читающей!»