0
3051
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.12.2016 00:01:00

Игра на деньги с законом

Тэги: фронт, афганцы, киллеры, могикане, лирика, боевики, криминал, телесериалы, проза, юриспруденция, китеж, индия, архетипы


161201-6-1-T.jpg
Алексей Иванов. Ненастье.
– М.: АСТ, 2015. – 640 c.

В «Ёбурге» Алексей Иванов (кстати, интервью с ним см. на с.2 этого номера «НГ-EL») уже касался афганского движения, в «Ненастье» он разрабатывает тему дальше. А точнее, завершает. Потому что афганское движение заканчивается в той точке, где обрываются крепкие нити фронтовой дружбы. Если один бывший советский афганец, став киллером, стреляет в другого, значит, все, что когда-то связывалось с понятием «афганского движения» – общая память, взаимная поддержка, дружественная помощь, героические импульсы, все это кончилось, ушло в прошлое, в те 90-е годы, криминальный колорит которых Иванов романтизирует. Образ бывшего организатора «Коминтерна» с говорящей фамилией Лихолетов – это такой микст из фронтового героизма и полукриминальной деятельности. Мне как читателю это было скучным, но фанатам Алексея Иванова, которых у него достаточно, а также подросткам и всем любителям экшена с оттенком боевика и детектива, наверное, все это покажется весьма интересным. Тем более что Алексей Иванов, это нельзя не признать, писать умеет хорошо: живые диалоги, точные характеры, выверенные повороты сюжета. Правда, с поэтичностью как-то слабовато: отдает она банальностью и невысоким вкусом. Но возникает подозрение, что Иванов как профессионал просто ориентируется на того читателя, который читает исключительно остросюжетную литературу, имеет соответствующий интеллектуальный уровень и такое же представление о прекрасном, что вся его «лирическая образность» именно намеренно адресована этому глотателю экшена...

Так стоило ли вообще писать о «Ненастье», где все так установочно, прозрачно и схематично: и сама аллегория названия, и говорящие фамилии, и заимствованный из реальной жизни сюжет ограбления? С какой стороны этот добротно скроенный роман, профессионально динамизированный, в плане характеров четко поделенный на секторы, может быть интересен не тому читателю, на которого он заточен, не любителю боевиков и телесериалов, а иному? Если с литературной, то исключительно как пример современной профессиональной литературы весьма приличного качества. А вот если рассмотреть «Ненастье» с точки зрения социальной и под углом прогностической, здесь можно действительно найти нечто интересное и даже новое.

161201-6-2-T.jpg
Для русского архетипа характерна мечта
о далеком и волшебном.  
Константин Коровин. Китеж Великий. 1920.
Эскиз декорации к опере
Н.А. Римского-Корсакова «Сказание
о невидимом граде Китеже и деве
Февронии». Музей Государственного
академического Большого театра

Алексею Иванову очень хорошо удалось показать перетекание социальных полукриминальных слоев, их смену, вытеснение одного слоя другим, не менее криминализированным, но гораздо более образованным и социализированным. Игра на деньги с законом перешла на другой социальный уровень, это точно уловил и очень точно диагностировал и автор «Ненастья». В нее включились люди, которые по статусу должны, наоборот, служить закону. Ныне захват собственности проходит почти «мирным путем» – путем выборов, голосования и с помощью юриспруденции. Поэтому главный герой Неволин (фамилия, сигнализирующая о неволе и восстании раба) – это как бы последний из могикан, ведь под его уголовным поступком лежит еще и психологический мотив возмездия, тогда как в современном обществе, как показывает Иванов, единственным мотивом присвоения чужого является само желание присвоения. Неволин еще и в неволе любви, которая обеспечивает его поступок необходимым энергетическим импульсом. Но Неволин последний из могикан не только потому, что сменился стиль захвата, он последний, потому что не может стрелять в другого ни ради денег, ни ради спасения своей жизни, тем более стрелять в афганского ветерана: он и сам оттуда, из того фронтового братства. И просто он по душе хороший, добрый человек. Конечно, Алексей Иванов как профессиональный писатель, умеющий нажать на самые нужные эмоциональные клавиши читателя, оставляет Неволина раненым, но живым. И его любимую женщину оставляет в живых тоже, такую вот тихую женщину-овцу, покорную, безвольную в жизни, но в экстремальной ситуации способную на героизм: это она спасает Неволина от гибели...

И вот здесь, на мой взгляд, Иванов ступил на путь прогностики: Неволин и его Таня, эти маленькие люди, выброшенные из 90-х, загнанные в капкан привычной полурабской-полукапиталистической работы «на хозяина», поддерживаемые только какой-нибудь затаенной мечтой в душе, внезапно совершают нечто, разрывающее замкнутый круг их тусклого существования, и из «маленьких людей» сразу становятся экзистенциально большими. Такой социально-психологический прорыв характерен именно для русского архетипа. Но характерно для него и другое: мечта о далеком и волшебном, которое явит себя и спасет, о Беловодье, о Китеже, о сказочной Индии. И роман заканчивается весьма многозначно: «Рассвет разгорался невообразимо далеко от деревни Ненастье – над хребтами Гиндукуша, над побережьем Малабара. Ненастье пока еще лежало в темноте этой долгой субботы. Хотя на земле, пусть и очень далеко, все равно уже началось воскресенье». Ненастье – это ведь еще и «смутное время» современной российской истории и смутное время души, оглушенной и обворованной, и хотя рассвет от Ненастья пока еще очень далек, как Индия, но воскресенье уже началось.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1248
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3118
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2214
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1771

Другие новости