Че Гевара всегда интересен. Фото Reuters
По сути, это уже третий выпуск Международного литературного альманаха «Витражи». Поскольку он является непосредственным преемником альманаха «Предлог.com», просто название пришлось поменять – журнал с похожим названием когда-то выходил, и его издатели оказались недовольны…
Новый выпуск «Витражей» оказался больше по объему и богаче по содержанию двух предыдущих – в альманах поверили, в него пришли много новых интересных авторов. В нем непривычно много разделов, большая часть которых так или иначе связана с названием: «Мистические витражи», «Дебют в Витражах», «Витражи прошлого», «Витражи памяти», «Витражи в Витражах». Кроме традиционных разделов прозы («Про жизнь») и поэзии («Поэтическая мозаика») в альманахе есть оригинальные образования, например «Перекличка поколений», где публикуются произведения дедов, отцов, внуков. Так, хочется обратить внимание на себя публикацию материалов семьи Кирилла Ковальджи – поэта, прозаика, критика. Статья, написанная им об отце, Владимире Ивановиче Ковальджи, раскрывает творческую личность, отразившуюся в необычной поэтической манере, при этом впервые публикуются его стихи 20-х годов прошлого века. Здесь же читатель может познакомиться со стихами сына Кирилла Ковальджи, Владимира – это и собственные сочинения, и обработки церковных песнопений.
Альманах стремится к разнообразию: здесь можно прочесть историческое исследование Владимира Новикова об установлении отношений между Европой и Россией и вместе с тем юмористические миниатюры в разделе «И смех, и слезы». Интересны литературоведческие очерки Ольги Матвиенко о Вячеславе Иванове, Эльмары Фаустовой о Михаиле Пришвине, статья о проблемах современного русского языка Евгения Бузни.
Альманах международный, в нем участвуют авторы из Германии (Светлана Арро, Елена Ананьева), США (Инна Богачинская), Венгрии (Арон Гаал), Украины (Борис Кузина).
Витражи. Международный литературный альманах.
2016. № 2 (3). 282 с. |
Обычно внимание читателей привлекает творчество известных, уже имеющих имена писателей и поэтов. Вероятно, поэтому альманах открывается дневниковыми записями, размышлениями писателя, публициста, драматурга Леонида Жуховицкого. Он развивает мысль о критическом состоянии современного литературного процесса: «Что век литературы кончился, я понял лет десять назад, когда Женя Евтушенко выпустил свои новые стихи тиражом в одну тысячу за свой счет». В год 75-летия начала Великой Отечественной войны писатель вспоминает о Днях Победы в разных странах и считает, что все они независимо от конкретных дат объединяют людей в торжестве одоления злой силы.
Еще хочется отметить серьезный рассказ писателя, журналиста, кандидата исторических наук Бориса Кузины из города Хмельницка (Украина). Рассказ посвящен Эрнесто Че Геваре – команданте Кубинской революции 1959 года. «Он был национальным героем не только Кубы, а всей Латинской Америки. Любил людей, дорожил человеческими жизнями. Жил как герой, героем и погиб».
В разделе «Мистические витражи» выделяется легенда поэта и прозаика, автора «НГ-EL» Николая Калиниченко «Черный зонт», в котором самоотверженная любовь возвышает человеческие души.
В разделе прозы блок коротких рассказов в основном на житейские темы, все вместе они, как цветные стекла, складывают витраж нашей сложной жизни.
Самый юный автор альманаха Анатолий Гребень – еще школьник. Он написал рассказ о том, как новый учитель перевернул сознание учеников, изменил отношение к классической литературе. А первокурсник биологического факультета МГУ Петр Казимиров посвятил свой рассказ необходимости проявления милосердия к беззащитным и слабым существам.
Поэзия в альманахе представлена в разных рубриках. «Витражи памяти» предлагают цикл стихов Юрия Влодова (1932–2009), подготовленный вдовой поэта Людмилой Осокиной, – это часть книги «Портреты», посвященная Александру Пушкину.
В «Поэтической мозаике» собраны разнообразные как по тематике, так и по уровню стихотворные произведения. Внимание останавливается на «Витражах из восьмистиший» Елены Ткачевской. Ей удается тонко передать нюансы настроения, переливающегося из человека в природу и в преображенном виде возвращающегося к человеку. «К весне построен корабль бумажный,/ Он выбран нами для путешествий,/ Для происшествий и сумасшествий». Лирическую тональность задает поэзия Людмилы Саницкой. В ее стихах душа человеческая ищет единения с душой природы: «Деревья, примите меня в свою стаю!/ Деревья, во сне я ведь тоже летаю».
«Главное, что наши витражи – цветные, – обращается к своим читателям редколлегия. – Потому что черно-белых, а тем более витражей не бывает». Действительно, основной вектор устремлений альманаха – разнообразие. Форм и стилей.