С.Г. Малиновски. На рубеже веков. – Севастополь: Шико-Севастополь, 2016. – 444 с. (Курортный роман – фантастика).
Сама по себе вампирская тема малоинтересна. Это или перепев готического романа, или шаблонно агрессивные кровососы кинематографа, или смакование самой идеи покойников в гробах, которые тратят полночи на самооткапывание, вторые полночи на поиск закуски и спринтерское возвращение в могилу с моментальным самовосстановлением разрушенного гроба. Изобилие же вампиров с выраженными эстетскими наклонностями и наличием дружеских связей с человечеством часто вызывает сомнение и даже выраженное неприятие: нормальные люди побаиваются монстров с повышенным аппетитом и болезненными пищевыми предпочтениями.
Однако, по мнению семейного авторского дуэта, пишущего под псевдонимом С.Г. Малиновски, эти существа, которые за неимением самоназвания приняли имя вампиров, оказались разными. Объединенные общим происхождением, они выбрали два разных пути приобщения к вечности. И превратились в Ложу и… не-Ложу. Вампиры Ложи использовали первоначальный материал, напичканный нанороботами и созданный на заре времен могущественной инопланетной цивилизацией; вампиры не-Ложи оперлись на собственную кровь, носительницу этих нанов. Эта разница в подходах привела к принципиально разному отношению к миру. Казалось бы, что может быть лучше, чем что-то изначальное? Однако опора на сконструированную сущность, на некий материал, чуждый окружающей его действительности, привела к отчужденности от этого мира, у них появилось холодное и беспринципное отношение к окружающему. Да и сами взаимоотношения внутри этого круга ограничены принципом иерархии. А сам факт владения изначальной, приобщающей сущностью добавил весьма неприятной заносчивости и экстремистского презрения ко всем остальным.
В противовес вечно голодной и озлобленной Ложе вампиры не-Ложи полагают самым надежным материалом собственную кровь, когда-то так же измененную чуждыми технологиями. Так есть ли тут разница? Опора на свое, присущее всем живым, все же сформировала более теплое отношение к миру, без явного агрессивного потребительства, позволила мягче принимать существующий порядок вещей. Да и внутренние взаимоотношения – это отношения в прямом смысле кровных родственников со всем спектром сложных чувств, наполняющих близкое родство и с серьезным оттенком патриархально-родовых отношений. Не-Ложа по крайней мере обладает некоторым тактом по отношению к окружающему миру, что в условиях вечной жизни фактически равно морали.
Они все время вторгаются в человеческую жизнь. Они, эти бывшие люди, переделанные когда-то для неясных надобностей в новый вид существ, остались без хозяев и сами ощутили в себе стремление править этим миром. Многие возможности, бесконечная продолжительность жизни, безграничное познание и вследствие этого рано или поздно наступающая отстраненность от привязанностей, от чувства долга, от исторической приобщенности. И в смене образов – древних воинов, средневековых врачей, инквизиторов, царской гвардии, спецназа – в этой череде декораций остается одно желание и одна возможность – управлять. И они восхитительно справляются с этой задачей. Блестяще манипулируют историческим процессом, сопровождая свои действия философскими рассуждениями на темы периодического совпадения или несовпадения своих интересов с интересами людей. Это делает и неприятная Ложа, и обаятельные главные герои.
Можно обсуждать все это с позиций общественных аналогий: о соответствиях двух разных традиций приобщения к вечности в католичестве и в православии, о таких прозрачных параллелях, как Ложа – масоны и не-Ложа – контрразведка или другие спецслужбы, о вампирах как о мировой тайной организации с террористическим уклоном или о вампирах с их неограниченным материальными средствами, специфическими социально-общественными связями и невозможностью воспроизводить потомство как о варианте гей-сообщества.
Роман густо насыщен историческими тонкостями и психологическими переплетениями, отсылками к мифологии и личным опытом авторов. В книге живут и переплетаются, сплавляясь в единое целое, две истории, два сюжета. История Российской империи времен Александра III и новейшая, сегодняшняя история. Этим интересна книга. Тот мир, который мы знаем, в котором мы живем, закладывался именно в эти сложные и далекие от нас годы.
Но к финалу становится ясно, что все эти детали являются лишь фоном для основной идеи – не следует бояться мифических кровопийц или непонятных современных энергопийц, следует бояться тех, кто вами манипулирует. Как бы они ни назывались.