Недобрая природа Русского Севера. Фото Андрея Коровина
Русское Средневековье постоянно и закономерно привлекает к себе авторов исторического романа. При этом идут они непохожими, порой весьма различающимися путями. Можно создавать «роман-реконструкцию», вживаясь в эпоху до предела, воссоздавая ее с научной тщательностью, пытаясь представить события «как были». Такие работы действительно производят порой впечатление почти академических и заслуженно привлекают внимание любителей истории. Можно, напротив, использовать историческую реальность минувших эпох просто как удобный «сеттинг» для приключения героев, среду, в которой они комфортно существуют, – даже не сильно варьируя сюжеты, с единственной (и оттого не менее успешной) установкой на занимательность. Глубокого вживания такой подход вовсе не предполагает, зато, если применен с толком, вызывает интерес у гораздо более широкого читательского круга.
Подход московской писательницы Натальи Иртениной – третий. Она весьма внимательно (что заметнее от романа к роману даже в языке) относится к воссозданию исторической или, точнее, историко-мистической действительности описываемых эпох. Сюжеты ее романов способны увлечь любого ценителя авантюры. И в то же время ни то, ни другое не является главным. Романы Иртениной посвящены не просто узловым для Руси эпохам и событиям – а событиям знаковым, страницам русской исторической памяти, не измеряемой учебниками и учеными трудами. Это и былинный век киевских князей («Нестор-летописец», «Шапка Мономаха»), и эпоха строительства новой Московской Руси («Андрей Рублев, инок»). Вместе все это складывается в своеобразный национальный эпос с узнаваемыми, накрепко вошедшими в память народа героями, щедро переплетенный православной мистикой и героикой борьбы за Русскую землю. За событиями конкретной истории проступает высший смысл – для автора важно то, что Русь несет миру.
Наталья Иртенина.
Русь на Мурмане. – М.: Вече, 2016. – 352 с. (Серия исторических романов) |
Таков и роман «Русь на Мурмане» – невыдуманная, но вознесенная над политической обыденностью история из XVI века, времен начального освоения русскими приполярных земель.
Как и другие исторические романы Иртениной, «Русь на Мурмане» – еще и история взросления, что неудивительно для эпоса. Но эпос этот христианский, и главное в нем – не возрастание героя, а восхождение человека к вере и к Богу. В основе романа – жизнеописание просветителя лопарей, преподобного Трифона Печенгского, прошедшего путь от вожака разбойной вольницы до великого православного подвижника. Однако на эту историю нанизаны иные повести восхождений, а равно, что неизбежно, и падений человеческих душ. Исторический роман для Иртениной не повод, но способ для разговора о действительно главном.