0
2920
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.07.2016 00:01:00

Умереть по-английски

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – литературный критик, москвовед.

Тэги: периодика, толстые журналы, переводы, ивлин во, шекспир, ссср, театр, сервантес, марсель пруст, вудхаус, нюренбергский процесс


фото
Пижон, брюзга, эстет, реакционер и
чванливый шовинист Ивлин Во.
Фото Библиотеки Конгресса США

Писатели – тоже люди. Как и все остальные, они стареют, болеют, воюют, дерутся на дуэлях, выпивают. И умирают. Годовщина со дня кончины – тоже большая литературная дата, хоть и с налетом грусти.

Недавно весь читающий мир, роняя слезу, отметил полвека со дня смерти Ивлина Во, великолепного прозаика и эссеиста, создателя романов «Мерзкая плоть», «Возвращение в Брайдсхед», «Пригоршня праха». Журнал «Иностранная литература» посвятил корифею английской словесности (а также храброму офицеру-разведчику в годы Второй мировой войны) очередной выпуск «Литературного гида».

При жизни Ивлина Во в СССР как-то не разглядели. Впрочем, он и сам запрещал публиковать свои книги в странах с коммунистическим режимом. Все началось в 1969 году с сатирической повести «Незабвенная» о нравах похоронного бизнеса (напечатана в сверхпопулярной тогда «Иностранке»). За последующие четыре с половиной десятилетия на русский были переведены романы, повести и рассказы, избранные письма, дневники, незаконченная автобиография…

«И все же об адекватном восприятии его литературного канона в России говорить, конечно же, не приходится. Нам почти не известен Во-эссеист, публицист и критик, а ведь на этом поприще он был известен своим современникам не меньше, чем автор романов», – пишет редактор-составитель «Литгида», член редколлегии «ИЛ» Николай Мельников. Журналистское наследие Во огромно, ведь он сотрудничал с десятками изданий – от консервативных ежемесячников до легкомысленных таблоидов.

книга
Иностранная литература.
№ 4, 2016. – 288 с.

Открывает подборку путевой очерк «Наклейки на чемодане, или Развлекательный круиз в 1929 году». Именно в ту пору художник Генри Лэм изобразил 26-летнего журналиста и писателя Во в красном галстуке, с трубкой и бокалом портера. Этот портрет можно увидеть на обложке, многочисленные же изображения мастера (в основном шаржи), а также его собственные рисунки помещены внутри номера. «Полярная звезда» была норвежской моторной яхтой водоизмещением в шесть тысяч тонн, способной принять на борт около двухсот пассажиров. Как и следовало ожидать от судна такого происхождения, она демонстрировала нордическую и почти ледниковую чистоту. Нигде, кроме больниц, я не видывал, чтобы все было так вычищено и надраено», – вот на этой посудине Во отправился из Монте-Карло в плавание. По пути он повидал множество городов и людей, понаблюдал за чужими обычаями и природой дальних стран, полюбовался Этной на закате, приценился к туземным и белым проституткам в Фесе, осмотрел коллекцию китайского фарфора ХVI века в музее Константинополя, а в Афинах вспомнил, что однажды бывал в этом городе «во времена, когда не уезжал из Англии дальше Парижа». Ох уж эти британские снобы-иронисты!


книга
Иностранная литература.
№ 5, 2016. – 304 с.

С путевыми заметками во многом перекликаются письма Во, отправлявшиеся из разных точек земного шара, куда ступала нога этого джентльмена: Индия, Гайана, Марокко, Иордания, Норвегия, Эфиопия и португальское Гоа. В Аддис-Абебе в 1935 году его сочли итальянским шпионом, а в 1941-м он и правда стал разведчиком и участвовал в налаживании связей с югославскими партизанами. Пижон, брюзга, эстет, реакционер, чванливый шовинист – каких только ярлыков на него не навешивали! А он был всего лишь патриотом Британии и правоверным католиком-консерватором: «Англичане на высоте, наши юристы раз в десять способнее всех остальных. Французы и янки не скрывают своего восхищения» (из впечатлений о Нюрнбергском процессе); «Могу просить Вас об одолжении? Если мы с Вами хотим оставаться друзьями и впредь, пожалуйста, никогда больше не употребляйте слово «прогрессивный». Оно выводит меня из себя еще больше, чем словосочетание «писчая бумага» Вашего привередливого отца» (письмо Нэнси Митфорд).

В эссе и интервью Во размышляет о нравах, обществе и глобальных катаклизмах («Я не возражаю против полного уничтожения нашей планеты. Лишь бы оно было непреднамеренным»), хвалит Грэма Грина и Вудхауса, ругает Пруста и Голсуорси, делится с публикой своими «твердыми мнениями» по примеру другого писателя, столь же часто обвинявшегося в высокомерии и заносчивости, – Набокова.

В этих «малых» текстах есть все то, за что российский читатель давно полюбил прозу Во: яркие картины британских нравов начала и середины ХХ века, несравненный (местами весьма ядовитый) юмор и литературная виртуозность. Кроме того, массу интересных и прежде малоизвестных отечественным книголюбам фактов об этом писателе можно найти в примечаниях – дотошных, лаконичных и тоже по-своему элегантных.

Однако на Ивлине Во свет клином не сошелся: часть номера 4 занимают роман испанского писателя Андреса Неумана «Барилоче» и стихи итальянской поэтессы Пьеры Маттеи.

Майский же номер «Иностранки» всецело и безраздельно отдан Шекспиру. Два года назад отмечалось 450 лет со дня его рождения, а теперь стукнуло 400 лет с того момента, как перестало биться сердце великого барда.

Но не ждите от авторов спецвыпуска заупокойных интонаций. К стопам вечно живого поэта и драматурга авторы «ИЛ» возлагают не траурный, но почтительный и благодарственный венок. Вместо гражданской панихиды здесь – праздник шекспироведения. Да и как иначе? Персонаж одной русской пьесы (в английских декорациях) в похожей ситуации говорил:

Но много нас еще живых, 

и нам

Причины нет печалиться.

Всемирная шекспириана необъятна. Волшебнику Просперо не снились мириады ученых книг, что написаны о создателе «Бури». Тем не менее составители предложили читателю нечто новое, интересное о самом Шекспире, о его произведениях и эпохе. Писатель Клайв Стейплз Льюис размышляет, справедливо ли противопоставление гуманистов и метафизиков шекспировских времен (ибо «новое знание породило новое невежество»). Ив Бонфуа полагает, что Гамлет – голос самого Шекспира; герой этой «радикально современной» пьесы не поэт, но подобен поэту. Наиболее простой, надежный и быстрый способ прочесть пьесы Шекспира, продолжает французский поэт-интеллектуал, – это их перевести. Что Бонфуа и сделал.

Не обошлось и без психиатрического прочтения Шекспира: богатейший материал для ученых и врачей здесь дает опять-таки «Гамлет». Не зря и Фрейд так интересовался душевным здоровьем датского принца, приписывая ему эдипов комплекс (а заодно и отрицал авторство страдфордца, что уже смахивает на какую-то манию). Но были свои профессиональные суждения о шекспировских героях и у психиатров ХIХ века.

Номер, составленный из столь разнородных материалов, крепко сшит, обладает цельностью и внутренней логикой. Составление спецвыпуска «ИЛ» – это тоже в своем роде драматургия. 12 старинных портретов классика с одобрением глядят с обложки на труд редакторов-составителей.

Даже в годовщину смерти Ивлин Во и Вильям Шекспир – живее всех живых. Они еще попируют на похоронах своих критиков и би(бли)ографов.

Вы будете смеяться, но редакция «Иностранки» уже подготовила «Литературный гид» (в № 6), приуроченный к 400-летию со дня кончины Сервантеса. Поминать так поминать!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1933
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3957
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2994
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2452

Другие новости