Александр Курляндский.
Президент 2017. – М.: Вече, 2015. – 416 с. |
У Александра Курляндского есть своя визитная карточка – он один из соавторов хрестоматийного мультсериала «Ну, погоди!». В новом сборнике представлены произведения на любой вкус – и для детей, и для взрослых. Последних заинтересует киноповесть «Президент 2017». Она и дала название сборнику, и открывает его.
Юная журналистка прибыла в командировку на астрономическую станцию. Один из сотрудников обсерватории разыграл ее, сказав, будто к Земле приближается космический корабль с агрессивно настроенными инопланетянами. Девушка приняла его слова за чистую монету и написала заметку, которая была опубликована. Дальше тревожное сообщение по цепочке доходит на российского президента, он связывается с американской… президентом (действие произведения происходит в будущем, почему бы не пофантазировать, что Америкой рулит женщина). Перед лицом грозящей опасности извне земляне способны объединиться…
Проза Курляндского – это проза киносценариста, мыслящего образами. Его сочинения так и просятся на экран. Они заслуживают хорошей судьбы. Пока же фильмы по ним не снимаются. Одна из причин заключается в том, что Курляндский человек мягкий, как говорится, непробивной. Ему проще написать новый сценарий, чем дергаться и пристраивать уже готовый.
По логике вещей, обычно сценарии носят прикладной характер, они служат руководством к действиям режиссеров и артистов. От них никто не требует красот стиля. Тем не менее сценарии больших мастеров (Николая Эрдмана, Юрия Нагибина, Геннадия Шпаликова и др.) являют собой образцы качественной прозы. Курляндский тоже придает большое значение литературной стороне дела.
Вдобавок это проза не только киносценариста, но и сатирика. Каждая вещь имеет оригинальный подзаголовок: «О необыкновенном камушке, найденном Львом Васильевичем в собственном организме», «Записки бывшего алкаша», «Реальная история, происшедшая с автором в мире его воображения». Произведения Курляндского наполнены репризами, остроумными диалогами, деталями, по некоторым из которых легко определить время сочинения. Вот, например, супруги из «Алмазной истории» обсуждают, как распорядиться неожиданно свалившимся на них богатством: «Потом можно и в Турцию поехать, отдыхать», – сказал он. «Почему в Турцию?» – «А куда еще?» – «Ну, в Египет», – сказала Тонечка. «Правильно». Раньше – да. А сейчас, увы, неправильно. Придется выбирать другой маршрут. Вот так политика вносит коррективы в литературу.