0
3661
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.05.2016 00:01:00

Мастера эпизода

Тэги: сиам, иудея, кавказ, северный ледовитый океан, мишель фуко, карл юнг, эпистолярная форма, философия, культурология


сиам, иудея, кавказ, северный ледовитый океан, мишель фуко, карл юнг, эпистолярная форма, философия, культурология Все реальные и фантасмагорические события происходят на сцене авторского сознания. Питер Брейгель Старший. Страна лентяев. 1567. Музей Старая пинакотека, Мюнхен

Владимир Плешаков – автор интересный: во-первых, хорошо пишущий, во-вторых, умный, в-третьих, остроумный, в-четвертых, абсолютно неожиданный. На последнем определении стоит остановиться подробнее. Собственно говоря, это одно из основных качеств его творческого метода, а главное, одно из удачных как для писателя, так и соответственно для читателя средств воздействия – ведь удивить читателя далеко не каждому автору удается, даже если он и ставит такую задачу вполне сознательно. Плешакову удается. Но занимательность рассказов книги «Русалка гриль»,  а читательское удивление как бы результат этой мастерской занимательности, для автора отнюдь не самоцель: за каждым поворотом сюжета, за каждой неожиданной концовкой всегда второй план – философский подтекст, некая интеллектуальная аллегория, емкая метафора, спроецированная на реальный план бытия.

Где происходит действие рассказа – в столице, на берегу реки, в королевстве Сиам, в древней Иудее, в Северном Ледовитом океане, в горах Кавказа, – не играет существенной роли, потому что на самом деле все эти иногда как бы реальные, а чаще почти фантасмагорические, порой смешные, порой, наоборот, печальные события происходят на сцене авторского сознания. И главная пьеса на этой сцене – пьеса абсурда, где настоящими героями оказываются чаще персонажи второго плана. Мастера эпизода. И все они, объединенные некой условной системой знаков, так же условно полагают, что понимают друг друга. И в этом автор тесно соприкасается с философией – с тем ее направлением, которое рассматривает культуру, то есть некий духовный свод любой цивилизации, как систему знаков и значений и считает главной проблемой взаимодействия представителей культур и цивилизаций как их носителей именно проблему понимания.

Например, Мишель Фуко выделял языковый код, то есть свод предписаний и запретов, специфический для каждой исторической эпохи. Именно языковая, то есть знаковая, норма, полагал он, бессознательно определяет поведение любого человека, его сознание и подсознание, становясь именно неким условным кодом, впоследствии закрепленным и в коллективном бессознательном (если использовать терминологию Карла Юнга). Именно на такой философской платформе разворачиваются и парадоксальные рассказы Плешакова, в которых сельский дурачок, выпавший из общепринятой системы знаков и потому как раз и считающийся умственно неполноценным, оказывается шахматистом, играющим заочно, в эпистолярной форме, со знаменитым столичным гроссмейстером, причем играющий на равных.

книга
Владимир Плешаков.
Русалка гриль.
– М.: Э. РА, 2015. – 304 с.

Неполноценным для обычного взгляда окажется и мальчик, обладающий от рождения пророческим даром, способный видеть время и мир нелинейно, потому что в его снах будущее прорастает в прошлое, а не наоборот. Но Владимир Плешаков предупреждает: если кто-то выпадает из привычной системы знаков, разрушает или даже просто не принимает условный код, он оказывается отверженным, и в конце концов он обречен. Более того, случайно попавший в систему знаков иной цивилизации и как бы вступивший с этой загадочной цивилизацией в контакт, обречен тоже («Зайчик»). Потому что есть некая черта, предел, которые переходить нельзя: в лучшем случае начнется «заблуд (блуждение, заблуждание)», в худшем – катастрофа. Причем этот предел может быть как в сфере социальной, так и в сфере эмоциональной, то есть чисто субъективной («Стыд смертельный»).

И этот предел, который из-за существующей системы правил может быть не назван, но всегда человеком осознается, обозначая себя как запрет на запредельное в широком смысле, автора очень влечет. Его герои выходят не только за границы общепринятых социальных норм (сатирические рассказы о Паше Пухове), но и за пределы реального мира («Зеркалоиды»). И автору этот прорыв его героев наиболее в них интересен. Хотя сам он хорошо чувствует, так сказать, комфортность конформизма, приятное удобство и эмоциональное тепло привычного знакового обмена, объединяющего двух, трех, группу людей хоть на время, но в одно целое («Русалка гриль»).

Объединение и разъединение или, другими словами, соотнесенность «я» и «мы» – еще одна тема рассказов Плешакова. И здесь автор очень хорошо чувствует и не менее хорошо показывает, как и при каких обстоятельствах «я» начинает соединяться с «мы», наконец полностью себя утрачивая и растворяясь в общей массе. С одной стороны, такое растворение несет чувство приятной безопасности, с другой – грозит полным исчезновением отдельной личности и, как следствие, исчезновением всей культурологической общности, составленной из отдельных индивидуумов («Сказание о Гоб-Раце»).

Но вот что удивительно – мы снова вернулись к «эффекту неожиданности» «Русалки гриль» – все эти векторы интеллектуально-философской направленности отнюдь не делают рассказы Владимира Плешакова трудными для чтения. Рассказы читаются легко, потому что все вышеизложенное не представлено в них  в виде схоластических построений, а выражено средствами исключительно художественными, среди которых юмор и гротеск играют далеко не последнюю роль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1239
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3109
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2207
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1764

Другие новости