0
2278
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.04.2016 00:01:00

Против красных и Колчака

Тэги: гражданская война, революция, эмиграция, политика, история


гражданская война, революция, эмиграция, политика, история

Будь у всех белых твердый характер – вдруг и победили бы?  Митрофан Греков. Пленный белогвардеец. 1931. Симферопольский художественный музей

В истории Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке ярче других контрреволюционеров выделяется образ адмирала Александра Колчака. Последнее вполне логично – харизматическая личность, талант командующего, позволивший воссоздать слабую, отчасти разложившуюся армию и нанести красным целый ряд поражений.

Оборотной стороной оказывается, что, кроме специалистов, практически никто не знает его сподвижников (за исключением генерал-лейтенанта Владимира Каппеля, и то благодаря фильму «АдмиралЪ»), ни других сибирских противников большевиков, не входивших (или входивших формально) в колчаковское окружение. Разве что припомнят атамана Григория Семенова да «даурского барона» Романа Унгерна фон Штернберга.

Одним из таких противников красных был Валериан Иванович Моравский (1884–1942) – журналист, общественный деятель, член Временного Сибирского правительства. Он интересен тем, что представлял, с одной стороны, белых, но одновременно был в оппозиции Колчаку и даже поддержал неудачный путч против него, организованный генерал-лейтенантом Рудольфом Гайдой.

Книга написана сыном Валериана Ивановича Никитой Моравским (1923–2011). Она охватывает всю жизнь политика, а также передает непосредственные личные впечатления от общения с ним. Обедневший бессарабский дворянин, он переехал в Санкт-Петербург, где сначала учился на агронома, а затем изучал восточные языки. Тогда же Моравский увлекся левыми идеями, одно время даже состоял в партии социалистов-революционеров, но вскоре отошел на относительно более умеренные позиции конституционных демократов (Партия народной свободы), стал сотрудничать с их основным печатным органом – газетой «Речь». После переворотов 1917 года судьба занесла Моравского в Сибирь, где после разгона красными Сибирской областной думы и создания альтернативного большевикам Сибирского правительства политик в прямом смысле поехал дальше на Восток.

книга
Никита Моравский.
Валериан Моравский –
журналист и
политический деятель
эпохи Гражданской войны.
– М.: Русский путь, 2015.
– 184 с.

Почему не сошелся с Колчаком? Как отмечает его сын, «отец разделял взгляды и чаяния народно-демократических деятелей», «был сторонником Февральской революции и обличал большевиков за то, что они свергли Временное правительство, разогнали Учредительное собрание и разожгли Гражданскую войну». Иными словами, критиковал красных не с правых, а левых позиций, и ставший верховным правителем адмирал был для него «реакционен».

Тем не менее в Приморье Моравский смог сотрудничать с генерал-лейтенантом Михаилом Дитерехсом, командовавшим местными белыми войсками («Земской ратью») и открыто провозгласившим целью реставрацию монархии. Хорошее впечатление произвел на него и другой монархист, генерал-лейтенант Дмитрий Хорват, которого, отметим, сильно не жаловал Колчак. «По виду и по качеству старая швабра», – называл генерала будущий верховный правитель в частных письмах.

Затем эмиграция – сбор документальных свидетельств о следах русского золота (в том числе «колчаковского») за границей. Речь о вывезенных на хранение ценностях и неизрасходованных ассигнованиях на покупку оружия и боеприпасов. Они вылились в две неудачные попытки «извлечь из японских банков русские деньги и золото».

Впрочем, неудачной была и политическая жизнь – основанная Моравским «Наша газета» обвинялась в просоветских симпатиях.

Интересны страницы, посвященные окружению Моравского. В разное время он был знаком с американским журналистом и советологом Исааком Дон Левином, с талантливыми поэтами из знаменитой «харбинской ноты» Юстиной Крузенштерн-Петерец и Алексеем Ачаиром. Вот портрет поэтессы: «Юстина Владимировна была фигурой колоритной: маленькая, седовласая старушка с неизменной сигаретой во рту, отчаянно барабанившая на печатной машинке. <...>Это была женщина с твердым характером, что не мешало ей, однако, быть отзывчивой...»

Жаль, что не у всех белых был такой же твердый характер. Тогда, возможно, они бы победили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1525
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3435
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2514
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2028

Другие новости