Проснулись камни, повели плечами
И сгрудились от холода плотней... Фото Екатерины Богдановой |
Пускай айтишники говорят, что все написанное в Интернете сохраняется навечно и при надобности может быть без труда извлечено. Это актуально для разговора о приватности данных, а в пространстве литературы не работает – кому охота взламывать серверы, чтобы раздобыть чьи-то стихи? Здесь работает другой принцип – вечности печатной страницы. И «Форма слова» предоставляет такую возможность тем, кто об этом только мечтал.
Издать поэтический сборник не за свой счет сейчас под силу только мэтрам. Но не в случае «Формы слова». В сборниках представлены тексты людей самых разных. В дебютном, первом выпуске сборника обращают на себя внимание философская лирика стихов Валерия Трофимова, который, впрочем, печатался в толстых литературных журналах. «Может быть, следует ждать, затаясь,/ Неторопливо, смиренно? –/ Между вещами незримая связь/ Выявится постепенно.// Отдых давая усталым плечам,/ В чутком глубоком покое/ Слушать сквозь собственное по ночам –/ Сердцебиенье земное…» Во 2-й книжке находим открытие – подборку Кирилла Алейникова из Петропавловска-Камчатского; первая книга его стихов, вышедшая в 2015-м, называется «Дар речи». Родной для поэта край земли узнается в мощных, торжественных и тревожных стихах. «Снег пал на языки застывших лав./ Клыки вулканов перегрызли глотку/ Приземистому утреннему небу,/ И кровоточат звезды на заре…/ Проснулись камни, повели плечами/ И сгрудились от холода плотней». Проза этого выпуска представлена ностальгичной повестью Елены Кастандис «Черный кофе, Черное море», романтичными «Сказками-бусинами» Кирилла Орлова, циклом новелл Юрия Балабина, умелым и трогательным рассказом Жанны Шанали, автором литературы для детей...
Форма слова. Альманах стихов и прозы. Второй номер.
– Кострома: Издательский дом Максима Бурдина, 2016. – 520 с. Форма слова. Альманах стихов и прозы. Третий номер. – Кострома: Издательский дом Максима Бурдина, 2016. – 520 с. |
Не всякий издатель берется и за рассказы. В 3-м сборнике «Формы слова» рассказ Алексея Струлева «Сестры» привлекает не то чтобы иллюстрацией широкого контекста современных отношений молодых людей и девушек, а парадоксальными последствиями этой широты. На первый взгляд обыкновенный психологический рассказ: девушка жалуется парню на сестру по отцу, та-де нарочно кавалеров у нее уводит, всех подряд. Парень странный – начинает разбираться. У сестры-разлучницы своя правда: «Она с детства меня ненавидит, и я даже не знаю за что... После смерти отца дня не было, чтобы я не мечтала сбежать отсюда. Я и парней у нее отбивала, чтобы убежать с каким-нибудь. Теперь она прячет меня. Запирает в ванной... в спальне… Как куклу, понимаешь?.. Я бы разменяла жилье, но она…» – и проч. Молодой человек пытается спасти обиженную: «– Я все сделаю. Сейчас крикну ее и уйдем, угу? Поживешь пока у меня…» Ну вот, и этого увела. Однако жизнь с Ингой не получается, девушка словно сама ампутировала половину себя. Объясняет: «Она моя сестра, и мне надо быть рядом, когда ей плохо. Кто, если не я? Ее заскоков ни один мужик не вытерпит. Сложный характер, сам знаешь». Но самый парадокс в финале: «– Н-да… Я тебя не понимаю. – И не пытайся. Шизоид». Недописанные, ускользающие слова и новые письмена, смыслы, что проступают на странице, – признак качественной прозы. В каждом из сборников стихам отводится больше пространства, вот в 3-й «Форме слова» основательными подборками представлены Александра Ковалевич, Сергей Носов, Андрей Куртеев, Алла Иоффе, Юрий Луценко, даже поэтесса, скрывшаяся под псевдонимом Rainchild с символистскими стихами, и другие современные авторы.