0
2367
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

Бравый солдат Хениш

Тэги: нацисты, австрия, история, отцы и дети, мораль


нацисты, австрия, история, отцы и дети, мораль

Отцовские грехи – дело темное. Без ста грамм не разберешься. Йожеф Рипль-Ронаи. Отец и дядя Пиячек пьют вино. 1907. Венгерская национальная галерея, Будапешт

Петер Хениш знаменит в Австрии. Хотя не так, как прежде был его отец – Вальтер Хениш. Тот был легендой.

Начав во времена Первой республики как вольный фотокорреспондент, Вальтер Хениш уже в 1938 году снимал для гитлерюгенда, в 39-м – для германского вермахта, а в 40-е был самым знаменитым фотографом геббельсовской военной пропаганды. Суть в том, что ему было абсолютно все равно, для кого снимать. С 1945-го он работал в журналах, финансировавшихся русскими оккупационными войсками. «Маленький фотограф в составе большой торжественной процессии», – сказано о нем в книге. С «маниакальным желанием запечатлеть все происходящее» на надежную немецкую камеру Leica.

Книга Петера о Вальтере – сына об отце – на русском языке издана впервые и вышла в серии «Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге». На немецком она была опубликована в год смерти Вальтера Хениша, в 1975-м. В 1979 году ее экранизировали, в 1987-м автор ее переработал и переиздал. 2003 год – новая редакция. Стало быть, у нас в руках перевод самой актуальной версии романа (с тремя коротенькими предисловиями автора).

В немецкоязычной литературе по сей день не прекращаются попытки детей разобраться в прошлом отцов – участников и соучастников нацистского режима. Автору было 30 лет, когда он начал эту книгу; тогда он «в конфликте поколений выступал на стороне сыновей». Но спустя еще 30 лет мог ли он остаться тем же и там же?

Так и выходит, что Петер Хениш, как и его отец, оказывается и с теми, и с этими, и сам по себе. Один из самых философских эпизодов романа – балансирование канатоходца с шестом над дунайским каналом. Понятно, что и Вальтер, и Петер тоже канатоходцы.

Задача героя или героев романа – удержать равновесие в творческой, общественной и личной жизни: «Впереди неизбежное падение, а потому детали не играют особой роли, нужно лишь отсрочить миг падения как можно дольше». А что еще остается маленькому австрийцу, если не балансировать? То ли Хемисш, то ли Хеннисш, сын полячки и чеха – это если не копать глубже. Родился и живет в Вене – некогда столице Австро-Венгерской империи. Страшно подумать, сколь смешанным было население этой империи. Но вот пожалуйста, у большинства венцев даже справки нашлись об арийском происхождении, когда Австрия вошла в состав Третьего рейха. И у него нашлась. Вот он в фуражке с имперским орлом, с Железным крестом «За заслуги» – немец среди немцев в самой гуще событий – во Франции, в России, в Италии. Потом – в поверженной Германии и бегом из нее – домой в Вену. Но, добавляет Петер, «в авантюрных историях удаются попытки бегства, которые в реалистических повествованиях... неизменно оказываются неудачными». Увы!

книга
Петер Хениш.
Маленькая фигурка
моего отца/
Пер. с нем. В. Ахтырской.
– СПб.: Симпозиум, 2015.
– 352 с.
(Австрийская библиотека
в Санкт-Петербурге).

«А ведь с позиции фотографа война чрезвычайно интересна. Впрочем, с позиции фотографа интересно почти все, что попадает в объектив...» Выполняя свой профессиональный долг, становится ли человек неподсуден? Можно ли быть в самой гуще событий, но оставаться не вовлеченным в них? Вокруг да около этих непростых вопросов на протяжении всего романа ходит Петер; а Вальтер старается на эту тему особенно не рассуждать. В 1945-м оказалось, что он, как и остальные австрийцы, «сражался не на той стороне, а именно на стороне побежденных» – факт неприятный; «теперь возник вопрос, как с наименьшими издержками выпутаться из нынешнего непростого положения»... То есть не признать вину, не покаяться и так далее – чего мы ждем и к чему так привыкли, – а продолжить жить с прямой спиной.

Но подспудно и явно в романе все время звучит тема независимости и ответственности если не человека просто, то художника; тема призвания и творческой свободы, художественной правды и искажения действительности. «С человеческой точки зрения война, конечно, была величайшей трагедией; но вот с точки зрения фотографа...» – размышляет Вальтер; он знает, что существует и человеческая точка зрения, но «пожалуй, фотография позволяла ему закрыть глаза на происходящее», – замечает Петер. С одной стороны, «нельзя было не признать, что работа отца, который, как он иногда говорил с гордостью, создавал световые изображения, таила в себе что-то темное», но с другой стороны, «любой негатив – это в конечном счете позитив». В этой диалектике разобраться почти невозможно.

Однако автор пытается. Ему приходится делать повествование нарочито хаотичным, сбивчивым, он нагромождает достоверные и недостоверные свидетельства, фантазии и сны. Реалистические истории сменяются авантюрными, за фактом следует анекдот, а после очередной байки появляется философский или психоаналитический пассаж. Перед нами увлекательное, смелое, легкое художественное произведение, в то же время наполненное ссылками на различные документы: письма, магнитофонные записи, фотоархивы.

Так, общественно-политическая жизнь Австрии до, во время и после нацистского режима, события Второй мировой войны даны в романе в исключительно подробных описаниях фотографий, сделанных Вальтером Хенишем для нацистских газет: «...вся Вторая мировая война сегодня лежит передо мной одной-единственной огромной стопкой снимков».

С одной стороны, эти снимки сделаны в пропагандистских целях вермахта, с другой – в них содержится и то, что позволяет дать действиям вермахта оценку с человеческой точки зрения.

И все-таки. Петер хочет осудить Вальтера, вынести ему обвинительный приговор: ты был на стороне нацистов, ты работал на них, на их пропаганду, ты снимал пытки и расстрелы. Но он не может. Почему? Потому что Вальтер – его отец. А Петер любит своего отца. И он похож на своего отца.

Говорят, фотограф – это тот, кто всегда в центре событий, но кого нет ни на одной фотографии. Конечно, это не так: фотограф присутствует в каждой своей фотографии. И фигурка его только кажется маленькой на фоне большой истории. Художник, если он настоящий, всегда сумеет нас удивить. Что и происходит в финале этого романа. И Петер защищает Вальтера. И Вальтер сам способен себя защитить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
869
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
1772
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
951
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
668

Другие новости