Резвитесь, пока есть отчего.
Жан-Оноре Фрагонар. Две девушки, играющие в постели со своими собаками. 1770. Частная коллекция |
Так уж вышло, что подавляющая часть победителей крупнейшей российской литературной премии «Большая книга» – авторы редакции Елены Шубиной, чье имя в последнее время стало главным брендом некоммерческого мейнстрима. К 10-летию премии она составила сборник, куда вошли рассказы лауреатов разных лет. В разделе «Проза»: Юрий Буйда (2013), Дмитрий Быков (2006, 2011), Евгений Водолазкин (2013), Даниил Гранин (2012), Александр Кабаков (2006, 2012), Владимир Маканин (2008), Виктор Пелевин (2010), Евгений Попов (2012), Захар Прилепин (2014), Дина Рубина (2007), Владимир Сорокин (2011, 2014), Марина Степнова (2012), Людмила Улицкая (2007). В разделе «Non-fiction»: Павел Басинский (2010), Сергей Беляков (2013), Алексей Варламов (2007), Леонид Зорин (2009), Александр Иличевский (2010), Рустам Рахматуллин (2008), Людмила Сараскина (2008), Александр Терехов (2009), Владимир Шаров (2014), Михаил Шишкин (2005, 2011), Леонид Юзефович (2009). Всего 24 автора. Не вошли сюда лишь победители последнего сезона: Гузель Яхина, покойный Валерий Залотуха и Роман Сенчин. К слову, двое из троих – тоже авторы Шубиной.
Предисловие, написанное председателем совета «Большой книги» Владимиром Григорьевым (увлеченным деятелем Федерального агентства по печати), – чтение, как ни странно, тоже весьма увлекательное. В нем он вкратце рассказывает об учреждении премии и начинает весьма интригующе: «Автор этих строк многие годы путешествует на джипах по разным странам и континентам с группой известных российских предпринимателей».
Большая книга победителей/
Сост. и подгот. текстов Е. Шубиной. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – 560 с. |
Откровения продолжаются и в текстах самих победителей, и художественных, и документальных. Часто это не рассказы, а отрывки из романов (у Пелевина из «Смотрителя», у Улицкой из «Лестницы Якова»). Владимир Шаров, к примеру, пишет об Андрее Платонове: «В юности я слышал немало рассказов о сталинском времени, и меня поражало, насколько часто в них попадались слова «весело», «счастливо». Я не понимал, как жившие тогда, будто вторя платоновским героям, могли говорить о своей вере, о горении, энтузиазме». А Леонид Юзефович предваряет свой рассказ о работе над романом про Александрию довольно любопытными рассуждениями об этом жанре: «В школе, классе в седьмом, когда мы от изложений переходили к сочинениям, меня впечатлил рассказ учительницы литературы о том, как готовился к сочинениям гимназист Володя Ленин. Он будто бы брал лист бумаги, очень аккуратно разрезал его ножницами надвое, затем одну половинку откладывал, другую опять разрезал пополам. Та же операция производилась с одной из четвертушек. На полученной таким образом осьмушке лаконично записывались основные идеи сочинения, на отложенной четвертушке – краткий план, на половинке – развернутый план, после чего начиналась работа над текстом. Особенно волновала меня судьба осьмушки, оставшейся неиспользованной». Замечательно.