У каждого своя весна и своя смерть...Жан-Франсуа Милле. Весна. 1868–1873 гг. Музей д’Орсе, Париж
Новые тексты Михаила Бузника, безусловно, являются озарением, как и многие-многие другие его творения. Но внимательному читателю ясно, что на этот раз Михаил Бузник пошел еще дальше в своем мистическом контакте с миром и богом и создал новый тип озарения: не монологического, а полифонического. В его текстах слышны голоса лирического героя, превратившегося в медиума и фиксирующего свободной строкой (не путайте со свободным стихом) свои видения вещей невидимых, и многоголосый мир других людей, стремящихся преодолеть тяжесть земную. Я-повествователь следует известному правилу, которое гласит, что о «неясном нужно говорить неясным языком». Он лишь пунктирно намекает нам об очень непростых отношениях между человеческими существами, у которых есть имена и фамилии, у которых есть профессии и социальные роли, и сакрализует их, а также всю повседневность при помощи лирических отступлений. Таким образом, форма нового озарения, созданная Михаилом Бузником, рождается на стыке лирического, эпического и драматического начал. Она синкретична, как древний и вечно обновляемый миф.
Александр Пронкевич
Михаил Бузник
Неожиданно встречаю в Питере на Литейном АЛИСУ: у меня есть друг Рокотов. Он удивлен ТВОИМ ПОРТРЕТОМ.
– Ну и что?
– Он космолог.
– Слезы у лилии увидел? – улыбается Алиса.
Я спешил на Невский. Мы расстались.
– Потаенная структура печали.
В ней волновая
суть мира! – любит повторять Рокотов.
ПРЕДУТРЕННИЕ надлетные
потоки неба,
теряющиеся…
Они ищут Алису! –
НАПИСАЛ АВТОР ПОРТРЕТА
ПОКЛОНСКИЙ.
На обратной стороне доски с портретом
Алисы – портрет музы Питера,
Ольги Берггольц.
Чья это работа?
Вчера в цвете прохладного камня
Поклонский отразил ледники, которых уже нет.
Седьмую Бетховена у Кондрашина помню.
И БЕЗЗВУЧНОЕ СЕРЕБРО
У ОРКЕСТРА – от великого дирижера.
РОКОТОВ: как бьется сердце Алисы?
Портрет Ольги Берггольц написан лет за 20
до Алисиного.
Глаза ребенка, нерожденного Ольгой, убитого во чреве
большевиками, вспыхивают в глазах Ольги.
КАК ВОЛНЕНИЕ ГОСПОДА – сгустки
крови Ольги и Алисы написаны…
ВЕСНА – СМЕРТЬ! У каждого есть своя смерть – весна! – сказала Алиса в день кончины философа Вадима Львовича Рабиновича.
Кривизна надземных
плоскостей – собирает свет
удивления красотой Алисы.
Когда Тарковский приехал в Тифлис к Параджанову, Сергей показал Тарковскому, КАК ПРАХ ПИРОСМАНИ в зеркальном отражении душ на горе Давида – ПРОБУЖДЕНИЕМ ЯВЛЕН.
Река не замерзла. Ведь рядом Алиса
и свет Горний.
Рокотов ощущал, что есть портрет Алисы – и нет для него сил злых.
Рокотов вспомнил, как в детстве рисовал ПАРУСА, которые выхватывали мерзкое – находили для него бездну.
Встретил на Тверской Рокотова.
Он ищет художника
Поклонского, чтобы
узнать у него координаты
Алисы.
Когда логика невозможна: тесаные глыбы домов Парижа
силе неба подобны.
Портрет Поклонского
Алисы: северные лучи
нашли оттенки гиацинтов
голландских в очертаниях ее
плеч.
Вот он, праздник!
Тысячи пчел
злые сердца ранят,
ибо есть Алиса.
И опять праздник!
Без Алисы и печали и не
умолимого утрата.